МЕНЮ

Михаил Васильевич Ломоносов 9 класс

Михаил Ломоносов (литература) был не только гениальным стихотворцем, но и прогрессивным ученым. Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова была посвящена науке, познанию мира и самого себя.

 

Вопросы и задания

1. Где учился Ломоносов? Каких научных областей коснулись его исследования и какими талантами он был щедро одарен?

Ломоносов учился в престижных заведениях своего времени. Сначала в Славяно-греко-латинской академии, а затем — в Германии. Это позволило ему получить доступ к разным научным знаниям и открыть свою гениальность.

Великий ученый изучал:

  • физику;
  • химию;
  • астрономию;
  • навигацию;
  • риторику — теорию ораторского искусства;
  • филологию;
  • изобразительное искусство;
  • право.

Таланты гениального просветителя заключались в способности быстро и глубоко проникать в суть природных явлений. Он был выдающимся художником и стихотворцем. Особенно отличился Ломоносов в химических исследованиях. Он даже получил профессорское звание — высшее звание, которое может получить ученый.

Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова полна удивительных событий и фактов, которые заслуживают внимания.

 

Какие из его произведений Вам известны? О чем они?

Ломоносов был гениальным просветителем. Свои мысли он доносил не только через научные трактаты, но и посредством поэтических произведений.

Самые известные его произведения:

  • О пользе книг церковных в российском языке. В этом произведении Ломоносов выдвигает теорию «трех штилей». Она выделил лексику церковно-славянскую, слова из церковно-славянского обихода и слова живой речи.
  • Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния.
  • Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Это философское произведение направлено на воспевание гармонии законов Вселенной.
  • Ода «На взятие Хотина». Это произведение было отчетом Ломоносова о своих занятиях в Германии.
  • Слово похвальное Петру Великому. В «Слове…» поэт восхищается образом просвещенного монарха, ведущего страну по пути прогресса.
  • Утреннее размышление о божием величестве.

Михаил Ломоносов (литература) написал еще много произведений, с которыми обязательно стоит ознакомиться.

 

2. Какие черты характера Ломоносова помогли ему стать рядом с великими учеными мира?

Ломоносов стал великим просветителем и ученым, а также признанным деятелем искусства, поскольку имел такие качества характера:

  • Воля;
  • Целеустремленность;
  • Любознательность (пытливый ум);
  • Настойчивость;
  • Дерзость ума — способность подвергать устоявшиеся принципы и законы сомнению;

Ломоносову помогало добиться успеха и способность строить необъятные замыслы — стремление постичь непостигаемое.

Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова была трудной, поскольку он понимал свое одиночество и видел зависть окружающих.

 

3. Что явилось целью жизни Ломоносова?

Его целью было «Утверждение наук в отечестве». Ученый твердо понимал, что только развитие науки и просвещения позволит России выйти на путь прогресса и войти в эпоху процветания.

 

4 .Что Вы знаете о теории «трех штилей»? Поставьте слова высокий, средний, низкий с каждым рядом жанров.

Теория «трех штилей» делила все слова русского языка на стилистические группы:

  • лексика церковнославянского и русского языка;
  • понятные и знакомые каждому церковнославянские слова;
  • слова живой речи.

На сайте https://ufassm.com вы найдете откровенные анкеты самых красивых девушек города Уфа.

Еще Ломоносов выделил слова простонародные, которые в литературном языке почти не употребляются.

Жанр определялся соотношением количества слов в произведении из разных стилей. Высокие — с преобладанием церковно-славянской лексики, средние — со словами живой речи, низкие — смешение слов живой речи и простонародных слов.

  • героические поэмы — высокий
  • оды — высокий
  • трагедии-драмы — средний
  • сатиры — средний
  • письма — средний
  • элегии — средний
  • комедии — низкий
  • эпиграммы — низкий
  • песни — низкий
  • басни — низкий

Михаил Ломоносов (литература) не боялся менять устоявшиеся модели и законы.

 

5. Как назвал Ломоносова А. С. Пушкин?

«Первый наш университет»

«Самобытный сподвижник просвещения»

Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова подтверждает эти определения.

 

6. Прочитайте произведения Ломоносова, расскажите о своих впечатлениях.

При чтении произведений Ломоносова возникают такие впечатления:

  • пышности;
  • неутомимого стремления мысли к познанию;
  • великолепия русского слова;
  • пафоса.

Михаил Ломоносов (литература) был выдающимся деятелем науки и искусства. Он стал примером для последующих поколений.

Категория: Литература |