Что такое воля Воля — психический процесс сознательного регулирования человеком собственной деятельности, выражающийся в преодолении внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. Волевые усилия — контролируемые сознанием и направленные на достижение цели действия.
Что такое сила воли Сила воли — максимально возможное проявление волевых усилий. Сила воли имеет непосредственное отношение к противодействию негативным обстоятельствам жизни. Сила воли является своеобразной оценкой максимально возможных усилий человека по преодолению трудностей.
Исследования воли Принято считать, что исследования воли начинают свой путь в XX веке с работ психолога Н. Аха. Отечественная психология занимается проблемами воли с 50-х годов XX века (Лазурский, М.Я. Басов). Изучению подвергались: волевые качества, используемые в процессе деятельности волевые усилия, уровень активности. Трудности в изучении воли упираются в терминологическую неясность. Неопределенность и абстрактность понятий Воля и сила воли становится главным предметом споров психологов уже много десятилетий.
Методы изучения воли Экстенсивные — наблюдение за объектом, производящим действия в естественных условиях, анализ его поведения, а также интервьюирование, личная беседа и опрос. Экстенсивные методы включают, помимо всего прочего, самостоятельную оценку собственного поведения и взаимные межличностные оценки.
Экспериментальные методы — полевой и лабораторный эксперимент.
Некоторые исследователи предлагали включить в методологию изучение воли на: 1. Уровне моторики (замер собственно усилия воли) 2. Интеллектуальном уровне (задачи, которые неразрешимы в принципе) 3. Поведенческом (различного рода опросники)
Эксперименты по изучению воли В университете Кентукки в 2006 году проводилось экспериментальное исследование на 168 студентах, призванное внести ясность в механизмы волевого регулирования поведения. Их разделили на 2 группы. Перед каждым студентом поставили 2 тарелки: одну с вареной морковью, другую — с шоколадом и печеньем. Первой группе на протяжении 3 часов нужно было есть только морковь, вторая группа ела только шоколад и печенье.
Затем студентам предложили пройти тест, состоящий из нерешаемых задач. Студенты первой группы спустя непродолжительное время отказались от выполнения задания, в то время как участники эксперимента из второй группы спокойно продолжали искать решение. Исследователи предположили, что воля студентов — морковников «перетрудилась» так, что при выполнении следующего задания проявиться не смогла. Студентам, которым не приходилось заставлять себя есть морковь, не использовали в это время свою волю, поэтому беспрепятственно решали задачи в последующем.
Советский Психолог, философ и педагог А.Н. Леонтьев в 40-е годя XX века, проводя опыты с изучением воли у детей, выявил интересную закономерность: волевое действие происходит раньше при отсутствии реального стимула, чем в его присутствии. Ребенок, которому сказали, что он получит конфету после еды, управится с супом быстрее, чем тот, перед которым лакомство лежит прямо на столе.
Функции воли
1. Побудительная (стимулирующая) обеспечивается активными действиями человека. Волевая активность не подчиняется мимолетным побуждениям, она строго ориентирована на достижение главной цели. 2. Стабилизирующая заключается в поддержании того уровня осуществления деятельности, который обеспечивает отсутствие помех на пути достижения цели. 3.Тормозная сдерживает нежелательные проявления активности.
Зачем нужна воля
Волевые усилия направлены не только на достижение специфичного результата. Еще одним весомым положительным следствием волевых усилий является приобретение таких качеств как: - целеустремленность; - самостоятельность; - решительность; - уверенность в себе; - настойчивость; - выдержка; - самообладание;
Как развить волю?
Вопрос в подзаглавии очень похож на формулировку: Как развить волю? Действительно, воля и сила воли обычно воспринимаются как синонимы. Однако мы будем придерживаться ранее высказанной позиции. Итак, что нужно для развития воли?
У детей 1)Для начала стоит определиться — когда стоит начинать столь интересную работу? Как только ребенок начнет понимать обращенную к нему речь. С этого момента перед ним нужно ставить легко выполнимые задачи. Ни в коем случае нельзя делать за ребенка то, что ему поручено! Иначе пропадет вся самостоятельная активность, а также необходимость проявлять волевое усилие. 2)Воспитание эмоционального самоконтроля несет в себе еще один мощный инструмент волевого контроля. Преодолевая страх, обиду, гнев, ребенок учится понимать свои переживания, контролировать их, и как следствие — адаптироваться к определенным социальным ситуациям. 3)Самостоятельность принимаемых решений также служит опорой для формирования произвольности поведения и развития воли.
У взрослых Главный принцип развития воли в сознательном возрасте говорит о необходимости перехода от простого к сложному в процессе постановки и достижения результатов волевых усилий. Бросаясь во все тяжкие, можно развить только стойкое отвращение к объекту волевого усилия. Регулярность имеет столь же весомое значение в развитии собственной способности преодоления трудностей жизни. Остальное подскажет здравый смысл. | |
Категория: Воспитание детей |