МЕНЮ

Мозговой штурм (часть 3)

Предыдущую часть можно прочитать в прошлой статье

 

Этапы проведения мозгового штурма

 

1 этап — происходит ознакомление с темой и правилами проведения мозгового штурма. Заниматься всем этим обязан руководитель группы, собравший ее. Для наглядности правила записываются на плакате и вывешиваются на видном для каждого участника месте в комнате, где будет проводиться мозговой штурм.

 

2 этап — разминка.

На этой стадии проводятся упражнения на развитие ассоциативного мышления и творчества. На этом этапе можно провести репетицию мозгового штурма, обсудив известную всем участникам проблему. Иногда кажется, что разминка не нужна и участвующие в обсуждении готовы к творчеству, но, как правило, это ошибочное мнение.

 

3 этап — подготовка. Здесь необходимо подготовить помещение к проведению мозгового штурма, развесить листы для записи идей, приготовить все необходимые вещи (например - ручки для записи). Следует заранее договориться о том, кто будет записывать высказывания. Иногда идеи приходят слишком быстро. В таком случае можно фиксировать их при помощи нескольких человек или сделать так, чтобы каждый записывал свои мысли у себя на бумаге а затем озвучивал все, что у него есть.

4 этап — конкретизация проблемы. существует два варианта развития событий:

1. Тема обсуждения уже сформулирована. В этом случае происходит ее уточнение или разделение на несколько конкретных проблем.

2. Тема не сообщена группе заранее. Руководитель обозначает общее направление поиска, следуя которому участники мозгового штурма формулируют проблему.

В обоих случаях определение темы записывается на отдельном листе бумаги и вывешивается перед всей группой.

5 этап — высказывание идей. Поиск нестандартных решений может происходить разными способами. Первый подход к процессу генерации мыслей подразумевает высказывание в строгой последовательности. Когда участник ничего не может сказать, он пропускает высказывание и передает право высказаться следующему. Как уже упоминалось все записывается как на больших листах, так и каждым участником отдельно, чтобы ни одна идея не была забыта.

Следуя второму подходу к проведению мозгового штурма, руководитель разрешает всем высказываться в любое время. Этот способ имеет преимущество, заключающееся в том, что в процессе обсуждения сокращается количество пауз между высказываниями. Но есть и минус — более трудно фиксировать все, что произносится. Кроме этого, некоторые члены команды становятся менее активными, так как видят, что остальные постоянно выдают идеи.

 

6 этап — обдумывание информации. После проведения мозгового штурма участники расстаются на неделю, во время которой думают над тем, что записали. Затем происходит повторное обсуждение уже высказанных идей и их совершенствование.

7 этап — оценка. На встрече участников мозгового штурма происходит отбор самых эффективных и наиболее удачных идей из списка. Сначала отвергаются все нереальные варианты решения проблемы, затем идеи группируются для более удобного отбора.

 

После всего процесса мозгового штурма отбирается один или два варианта, которые подходят лучше остальных.

Категория: Саморазвитие