МЕНЮ

Восприятие времени детьми

 

Зрелое понимание того, что время неумолимо бежит вперед (а иногда ходит пешком или вовсе ползает), порой приводит к очень интересным размышлениям. Одним людям его катастрофически не хватает, другие радуются каждому моменту, и считают, что времени у них предостаточно. Бывает, что годы пролетают как одно мгновение, а случается и так, что несколько часов становятся вечностью.

Для детей время тоже течет с различной скоростью. И чтобы они умели понимать, как это использовать, нужно провести с ними краткую (всего несколько лет) тематическую экскурсию. Психологическое изучение детей позволяет говорить о наличии у них определенных особенностей восприятия, которые зависят не только от возраста. Они подвержены значительному влиянию воспитания, психологической атмосферы общения с окружающими, характера идеологии и мировоззрения детей. В данной статье и будут рассмотрены особенности детского восприятия времени.

 

Ориентиры во времени

 

Отправными точками на линейке времени для детей служат впечатлившие их когда-то события. Они обычно характеризуются яркими и сильными эмоциями. Если взрослый отвечая на вопрос «Когда…?», говорит: «Через два дня», то ребенок - «после того, как мы вернемся из зоопарка». Также интересным фактом является отсутствие настоящего в восприятии времени ребенком. Настоящее зажато лишь в одно мгновение «сейчас». Время же в основном делится на прошлое и будущее.

Дошкольники и дети младшего школьного возраста используют в основном наглядно-образное мышление. Потому их восприятие времени опирается еще и на зрительный образ. Умение понимать показываемое часами время создает для детей своеобразный ориентир, на котором в дальнейшем будет основано более зрелое понимание времени. Также очень важно изучение индивидуального характера обучения ребенка.

 

Научить ребенка воспринимать время

 

Связывая сменяющиеся день и ночь с определенными событиями, ребенок учится распределять, планировать свои действия в согласии с течением времени. Если маленьких детей встречать по утрам фразой «Доброе утро!», и провожать ко сну «Спокойной ночью», они быстро начнут ориентироваться в сложившемся временном порядке.

Изучение детей дошкольного возраста приводит многих психологов к мысли, что использование распорядка дня в воспитании становится существенным фактором понимания времени. Также для детей с отлаженным режимом дня умственные и физические нагрузки, совпадающие с подходящим режимом активности, даются более легко, чем детям, его не соблюдающим.

К трем-четырем годам малыши начинают интересоваться часами, а особо сообразительные уже могут распознавать по ним время. Изучение времени ребенком переносится и на игру — в ней чаще проявляется элемент планирования, связанный с конкретным отрезком времени.

 

Понятия времени

 

Особенно изучение детей интересно в контексте познания их возрастных характеристик.

Около полутора — двух лет ребенку необходимо формировать первичное представление о времени. Ему нужно чаще преподносить такие слова как «сейчас», «скоро», «еще долго», «потом», «после того». Для этого просто нужно употреблять их в своем общении с ребенком, чаще комментируя происходящие события, свои и его действия.

Восприятие дней недели. Следующим этапом преподавания ребенку искусства понимания времени служит разъяснение понятий: «завтра», «вчера», «сегодня». Закрепляя у детей понимание дней недели, нужно чаще задавать вопросы (например: что ты вчера делала в детском садике?). Попутное изучение календаря также благоприятно сказывается на понимании ребенком времени.

Времена года воспринимаются уже двухлетними детьми. Поддерживая их в этом стремлении, нужно обращать внимание на особенности каждого времени года, на их специфические черты.

Чтобы начать изучение часов, нужно вооружить ребенка счетом до 12. Захватывающий рассказ о том, как двигаются часовая и минутная стрелки, какие деления нанесены на циферблат и как по ним определять время — всего лишь базис понимания времени. Развитая память и представление помогают ребенку 5-7 лет помнить о назначенных событиях и строить планы.

Заключительным этапом обучения ребенка понимания времени является становление планирования как навыка управления временем.

Категория: Воспитание детей