Умственная отсталость является одной из самых распространенных детских аномалий в развитии. Статистика ВОЗ говорит о том, что такое отклонение имеет 1-3% процента детей. В зависимости от степени тяжести интеллектуальный дефект делится на дебильность (самая легкая степень олигофрении), имбецильность и идиотия. Поэтому воспитание умственно отсталых детей должно происходить в специальных коррекционных школах. Радует то, что лишь 5 процентов всех умственно отсталых детей имеют черты идиотии, характеризующей ребенка как слабоумного. 15 процентов относят к имбецилам и около 80 процентов имеют характерные признаки дебильности. Самая легкая степень отсталости изучена больше всего и поэтому воспитание умственно отсталых детей дебилов происходит по специально разработанным программам. В настоящее время отношение к детям с различными отклонениями более лояльно, что делает возможным создание специальных условий для таких людей, чтобы они могли не только жить, но и приносить пользу обществу, как и каждый нормальный человек. Программы обучения были разработаны уже во второй половине 20 века и включали в себя: - обучение чтению, письму и счету; - развитие речевых навыков, обучение основным предметам и различного рода экскурсии; - пение, рисование; - предметно-практическая деятельность; - физическое воспитание; - развитие навыков хозяйственной деятельности, самообслуживания; - обучение основам труда; - деятельность по формированию навыков социального взаимодействия. Современные условия жизни требуют, чтобы воспитание умственно отсталых детей по специальным программам происходило с дошкольного возраста. Такие программы включают в себя рекомендации по комплектации групп детей с нарушениями, а также раскрывают многие особенности общения и работы с такими воспитанниками. Основные принципы воспитания умственно отсталых детей — это принцип преемственности и единообразия. Первый из них подразумевает четкую последовательность обучения ребенка. Ни в коем случае нельзя перескакивать какие-то ступени обучения, даже если предназначенное для них время уже прошло. Умственно отсталый ребенок не может освоить информацию за короткие сроки, тем более в условиях отсутствия нехватки информации. Принцип единообразия предполагает построение учебного и воспитательного процесса по одной схеме, чтобы ребенок привык и ориентировался в тех заданиях, которые ему предлагаются. В противном случае дети с отклонениями не смогут освоить учебный материал и те навыки, которым их обучают. Особое значение при воспитании умственно отсталых детей уделяется общению со взрослыми, благодаря чему успешность воздействия на ребенка повышается а коррекционная программа дает лучшие результаты.
Для более полной информации по теме можно почитать книгу Гаврилушкиной О.П. Соколовой Н.Д. «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников». | |
Категория: Воспитание детей |