МЕНЮ

Воспитание трудного ребенка

 

Родители часто задаются вопросом — почему одни дети беспрекословно выполняют родительские указания, а другие все понимают, но все же не хотят подчиняться. Самое интересное, что все члены семьи могут быть единого мнения в отношении требований к ребенку, и все же результат остается нулевым. При каких же условиях трудные дети могут продуктивно взаимодействовать со взрослыми, выполняя их поручения и соблюдая правила поведения? Если с ребенком трудно взаимодействовать, он не подчиняется родительским требованиям, игнорирует правила домашнего общежития, нужно сосредоточиться на причинах и следствиях подобных явлений.

 

Если с ребенком трудно

Для начала стоит определиться, кто же такие эти трудные дети. Зачастую родители не понимают, что скорость обработки информации каждым ребенком очень индивидуальна. Иногда ребенок не способен сообразить, что от него требуется, а мама и папа просто думают, что он не хочет их слушаться. Еще одной ошибкой воспитания трудных детей является страх родителей, что ребенок привыкнет «плохо» себя вести. Поэтому в каждодневное воспитание плавно входят одергивания, постоянные наставления, бесконечные указы на ошибки и т. д. Такой путь воспитания ведет лишь к становлению неуверенной личности, трясущейся перед выполнением любого своего действия, или же привыкшей к упрекам, и приписавшей себя к неудачникам.

 

Ребенок — самостоятельная личность

Когда-нибудь наступит момент необходимости самостоятельного принятия ребенком жизненно важных решений. И лучше, если он будет к ним готов. Иногда лучше просто предоставить некоторые заботы ребенка ему самому. Пусть научится находить решение самостоятельно. Родители не всегда смогут помочь ребенку, и это надо понимать. Конечно, когда дело касается здоровья ребенка, или социально неприемлемого поведения, лучше взять контроль в свои руки.

 

Проявление чувств

 

Чтобы не возникало необходимости читать публикации по теме трудные дети, следует обеспечить детство ребенка самым главным — родительскими чувствами. Они должны проявляться так, чтобы их хотелось принимать. Детям нужно давать понять, что его не перестанут любить, даже если он совершит плохой поступок. Перемен можно достичь только в согласии мнений. В ребенке нужно воспитывать единомышленника. Критика, направленная на плохое поведение, а не на плохой характер, действует гораздо продуктивнее.

 

Ограничения

 

Признание ребенка самостоятельной личностью, однако, не подразумевает вседозволенности. Заранее установленные и оглашенные правила поведения помогут очертить границы нежелательного поведения. Ведь ребенок может даже не понимать, за что его наказывают. Да и упомянутое пару месяцев назад правило, придуманное с ходу рассерженным отцом, вряд ли хорошо запомнится пятилетнему ребенку. Список норм поведения должен быть заранее известен всем членам семьи. Дипломатичность в отношениях следует соблюдать и с 15 — летним подростком. Особенно остро воспринимается критика в периоды возрастных кризисов развития. Если с ребенком трудно наладить коммуникацию, это никаким образом не характеризует его личностные особенности, а лишь вскрывает недостатки воспитания.

Поскольку понятие «трудные дети» — лишь оправдание родителей и педагогов, правила, соблюдаемые при ограничении трудного ребенка, могут успешно применяться и с более послушными детьми.

- Не требовать обещаний от ребенка. Во-первых, он скорее всего их не сдержит, а во-вторых — обещания перестанут быть для него только обещаниями.

- Явно показывать свое неодобрение.

- Четко разъяснить последствия нежелательного поведения

- установить конкретные критерии, правила

 

Ребенку нужно донести, что его непослушание просто заставляет применять меры контроля, как с маленькими детьми.

К списку родительских мер, которые призваны как исправлять, так и обеспечивать профилактику непослушания, выступают следующие:

1) Научить ребенка самостоятельно справляться со своими трудностями.

2) Говоря «нет», всегда сдерживать слово.

3) Стараться видеть в ребенке не отсталого и капризного хулигана, а маленького человека, который еще не нашел себя.

4) Решать проблемы в духе сотрудничества. Некоторые родители могут общаться на равных только среди коллег и ровесников. Они не понимают, что если с ребенком трудно разговаривать как с равным — это ошибка, которая требует исправления.

5) Чаще говорить с ребенком. Недооценивая роль разговоров, многие родители просто напросто перекрывают возможные пути взаимодействия с детьми. Ведь зачастую только в разговоре может проявиться истинная суть проблемы ребенка.

Каким бы образом не осуществлялось воспитание, основным его атрибутом всегда было влияние родителей. Оно происходит постоянно, и в большинстве случаев — является причиной поведенческих особенностей ребенка.

Категория: Воспитание детей