МЕНЮ

Сензитивные периоды

 

Сензитивность — особенность восприятия человеком действительности, при котором он особенно к ней чувствителен.

Сензитивный период — время повышенной восприимчивости к созреванию некоторых органов, развитию важных жизненных функций, определенных психических свойств. Особенностью сензитивного периода выступает легкое по сравнению с другими возрастными этапами овладение каким-либо родом занятий. В процессе ее выполнения у детей появляются положительно окрашенные эмоции, появляется стойкий интерес к собственному труду.

Если сензитивный период миновал, восстановить потерянное будет невозможно.

 

Фазы сензитивного периода

 

1)Медленное нарастание

2)Фаза наивысшей интенсивности

3)Плавный спад

 

Сущность сензитивных периодов

 

Дети от 0 до 3 лет. Дети особенно чувствительны к эмоциональным проявлениям родителей. На основе полученного опыта он строит будущую модель эмоционального реагирования. В этот же период (2,5 года) активно развивается устная речь, механизмы  самооценки, сфера морально-нравственных ценностей.

 

1. До 4,5 месяцев образы, воспринимаемые ребенком, спутаны. Он не способен их дифференцировать. Речь же служит чем-то обособленным, выделяющимся среди этого хаоса событий. Дети учатся имитировать звучание речи взрослых.

2. В возрасте примерно до года дети выговаривают свое первое слово. Возникает фрустрация вследствие нехватки словарного запаса для выражения внутреннего состояния.

3. В 1,5 года появляется желание выражать собственные переживания, чувства.

4. Возраст 2,5 — 3 лет привносит в повседневность ребенка разговор с самим собой.

Постепенно монологическая речь становится внутренней.

 

Дети от 3-х до 6-ти лет. На этот этап развития приходится множество интенсивных изменений в процессах формирования речи, сенсорного восприятия мира, развития органов чувств, социального взаимодействия. Этот же возраст благоприятен для развития навыков чтения.

- В 3,5 - 4 года ребенок впервые начинает говорить осознанно, а также целенаправленно. Он может решать свои проблемы с помощью речи.

- В 4 — 4,5 года речь обретает новую форму — форму письменного выражения.

- Около 5 лет начинается самопроизвольный процесс обучения чтению.

 

Дети от 6 до 7 — развитие мотивов и формирование воли.

 

Дети 8-9 лет. Второй период развития языковых способностей.

 

Дети от 10 до 11-ти и далее. Интенсивное развитие познавательных способностей. Можно даже утверждать, что формирование и развитие способности мыслить объективно, с применением научной методологии, у ребенка интенсивно происходит уже начиная с 7 лет, когда он поступает в школу.

 

Повлиять на сроки и продолжительность сензитивных периодов невозможно, однако знать о них необходимо. При наступлении сензитивного периода противопоказано выполнение ребенком заданий по принуждению. Иначе те новообразования, которые должны были сформироваться на данный момент, не проявятся вовсе или их создание окажется очень трудоемким процессом.

Категория: Воспитание детей