МЕНЮ

Развитие детской самостоятельности

 

Каждый родитель понимает, что развитие самостоятельности практически необходимо для дальнейшей жизни ребенка. И даже при осознании всей важности этого качества, многие задумываются о нем только в редкие моменты, когда самостоятельность необходима им самим.

 

«Ему нужно быть самостоятельным, и нас он тоже должен слушаться» - говорят многие родители, не понимая, что противоречат сами себе. Сама сущность самостоятельности заключена в личном выборе, в принятии решений, за которыми стоит собственное мнение. Говоря о подчинении, родители часто ссылаются на недостаточное количество опыта ребенка. Однако именно тот способ, который будет использоваться маленьким человеком для познания окружающей действительности, и будет определять наличие или отсутствие самостоятельности.

 

Рано или поздно, развитие самостоятельности начинает происходить у каждого человека. Это качество затрагивает мировоззренческую позицию, социальную коммуникацию, финансовую сферу, интересы и увлечения. Особенно остро чувство отдаления затрагивает материнское сердце. Она ведь очень сильно ощущала все радости и печали ребенка в первые годы его жизни.

Не следует поддаваться собственным эгоистическим стремлениям к постоянной опеке. В противном случае это уготовит нежелательные последствия не только для ребенка, но и для самих родителей (регулярное обращение детей за помощью отнимает много времени, вредит карьере и порой забирает очень много физических сил). Поэтому развитие самостоятельности должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка с самого детства.

 

Существуют две интересные психологические зависимости:

1. Когда за ребенком ведется постоянный надзор, он будет всячески стремиться уйти из-под родительского влияния.

2. В случае же с предоставлением большого выбора действий ценность родительского мнения в глазах ребенка значительно увеличивается, а развитие самостоятельности происходит плавно и без негатива, вызванного запретами.

 

Возраст развития самостоятельности

 

Какой возраст наиболее подходит для того, чтобы начинать развитие самостоятельности? Психологи сходятся на мнении, что период «кризиса трех лет» наиболее подходит для развития этого качества. Примерно в это время у каждого малыша происходят значительные перемены в личностном восприятии мира и способах его исследования.

 

Наряду с узнаванием себя в зеркале, ребенок впервые говорит резкое «Нет!». Он начинает осознавать себя как отдельную личность, поэтому отделение себя от «других» просто жизненно необходимо. В этот же период начинают произноситься фразы от третьего лица: «Ваня хочет».

Затем происходит усовершенствование понимания себя как личности — дети говорят: «Мне хочется!» и «Я хочу!». Уже в этом можно увидеть проявления самостоятельности. Вместе с тем трехлетний человек может тут же отказаться от своего желания. И это вполне нормально. Это одна из закономерностей становления психики ребенка.

 

Отказ может последовать даже на предложение того, что всегда нравилось ребенку. Секрет заключен в категорическом тоне, с которым делается само предложение. Любое навязывание своей картины мира отторгается, и это нужно поддерживать. Однако у всего должны быть границы. Родителям нужно показать, какие последствия произойдут вслед за действиями ребенка. Это позволит ему с самого раннего возраста видеть больше возможностей и учиться выбирать.

 

Что делать дальше

 

1.  Исключение категорического тона из общения. 

2. Не реагировать бурным эмоциональным всплеском на протесты

3. Без необходимости не навязывать свою точку зрения.

4. Использовать некоторые психологические уловки, позволяющие ребенку почувствовать себя выбирающим: "Ты пойдешь в постель после того, как сложишь игрушки или прямо сейчас?".

5. Предоставлять шанс выбора в любом случае, когда это возможно.

 

Способы развития самостоятельности

 

1) Возложить на ребенка определенную обязанность.

2) Не слишком напрягать малыша и, при этом, не способствовать тому, чтобы он жил «на всем готовом».

3) Избегать лишней опеки.

4) Перед поручением какого-либо дела всегда нужно сообщать о деталях его выполнения, если они еще незнакомы ребенку, ведь развитие самостоятельности должно происходить постепенно.

В довершение хочется сказать: отправляя обретающего самостоятельность человека в путешествие по незнакомому миру, следует снабдить его практическими советами и напутствиями.

Категория: Воспитание детей