Проблема одиночества волновала умы философов, писателей, психологов многие столетия. В последнее время проблеме одиночества посвящено довольно много работ, изучающих его сущностную сторону, причинно-следственные связи, характер проявления у различных групп людей и его долговременные последствия.
Великий ученый Э. Фромм называл одиночество переживанием состояния отчужденности индивида от социума. Оно рассматривалось им как устойчивое состояние, присущее любому возрасту. Другие же исследователи, напротив, воспринимают одиночество как временно переживание автономности собственной личности, и потому не заслуживает внимания как универсальное психологическое образование.
Когда возникает
Впервые одиночество начинает проявляться у подростков (11-17 лет у девочек и 13-19 у мальчиков). Этот переходный возраст в развитии детей определяется увеличенной потребностью в общении и наличию стойких социальных контактов. Также у подростков ярко выражены следующие потребности:
Устанавливать значимые межличностные отношения Расширять круг межличностных взаимодействий (приобретать друзей среди разных социальных, возрастных групп, людей с разнообразным жизненным опытом). Потребности в принятии окружающими людьми
Особенности переходного возраста
Переходный возраст не только актуализирует новые потребности, но и меняет представления о понятии одиночества. Если для детей оно означает физическое отсутствие людей вокруг, то для подростки видят в нем уже иные, более идеализированные смыслы. В большинстве случаев одиночество воспринимается как негативное событие. При переходе к юношескому возрасту картина меняется на прямо противоположную. Одиночество воспринимается как способ побыть наедине с самими собой и расставить жизненные приоритеты.
Возвращаясь к подросткам, рассмотрим, чем же они наполняют понятие одиночества. Оно субъективно наполняется состоянием скуки, изоляции в плане душевной близости с остальными людьми, чувством непонятности окружающими. Переходный возраст является тем временем, в которое особенно остро чувствуется нехватка человеческого общения. Надеясь найти в общении спасение от скуки, эмоциональную спонтанность и признание собственной важности, подростки обращаются за помощью к сверстникам.
Отличительной особенностью переживающих переходный возраст служит напряженность переживания потребности в общении. Время, которое проводится подростком вне референтной группы, становится невыносимо тягостным и бессмысленным. Сильнее выражается это состояние у мальчиков.
Чего они ищут
Мотивы общения подростков со сверстниками можно разделить на несколько групп:
Поиск уважения, признания своей ценности, личностного достоинства эмоциональная сопричастность, единство с группой развитие навыков коммуникации, получение недостающей информации удовлетворение потребности властвовать, управлять В большинстве случаев эти мотивы соединены в систему и переплетаются между собой.
Как преодолеть одиночество
Переходный возраст заставляет многих подростков задумываться о своей внешности и ее изменении — не многие готовы мириться с собственной угловатостью, а также терпеть несоответствие с выбранными для себя идеалами. Верно, феномен первого впечатления, основывающийся на оценке внешности, никто не отменял. Однако, наружность не становится причиной появления крепкой и надежной дружбы. Отношение к человеку в конечном счете сводится к оценке его внутреннего содержания.
Попутно с разрешением вопроса внешнего вида можно задуматься и над своими истинными целями относительно друзей и знакомых. Что хотелось бы получить в их компании, какими должны быть сами эти друзья и что хотелось бы вместе с ними созидать?
Также следует в общем стать дружелюбнее. Люди более восприимчивы к словам более дружественно настроенного партнера по общению. Не стоит их отпугивать сдвинутыми бровями и взглядом исподлобья.
Увлечься своим любимым делом. Увлеченность всегда интересует людей. Даже читая журнал по электротехнике, можно удивиться, как многие с интересом начнут расспрашивать подробности твоего увлечения.
Преодоление одиночества сопряжено со множеством трудностей, однако положительных моментов гораздо больше: увеличение количества знакомств поможет понять себя, свои вкусы и предпочтения, сформировать образ «нужных» для общения людей, наметить ориентиры развития собственной личности, развить навыки коммуникации и познания мира. | |
Категория: Воспитание детей |