МЕНЮ

Как развить любознательность у детей

 

Что такое любознательность

 

Любознательность — постоянное стремление к приобретению новых знаний. Отличительной чертой таких знаний служит их практическая значимость.

Любознательность — внутренняя заинтересованность в получении новых знаний. Она является одной из высших уровней развития познавательного интереса (будет рассмотрен подробнее).

 

Психология любознательности включает огромное количество понятий определений, касающихся его природы:

  • определенный уровень развития познавательной потребности;
  • проявление умственной активности;
  • условие мотивации поведения человека;
  • качество личности (врожденное или приобретенное, зависящее от условий воспитания и обучения и т. д.);
  • способность активно реагировать на новую информацию.

 

Практическая значимость определения понятия любознательность заключается в описании его сущностной стороны. Как это работает и где это можно использовать? Вот в чем интерес, вот где кроется необходимость его изучения и применения полученных знаний.

Итак, чтобы более подробно разобраться в заданной теме, рассмотрим любознательность в системе смежных понятий.

 

Структура любознательности

 

Любознательность формируется на базе более простых механизмов и процессов психической деятельности:

 

Исследовательский рефлекс — (ориентировочный рефлекс, рефлекс прицеливания) простая форма реагирования психики на новый раздражитель, открытая Павловым в результате проведения многочисленных опытов на собаках. Отличительной особенностью ИР является достаточно резкое и значительное по объему поглощение ресурсов внимания.

 

Любопытство — стремление получать ненужную, практически незначимую информацию. Любопытный человек выясняет детали и факты тех событий, которые в дальнейшем ему не пригодятся.

Любопытство появляется в младенческом возрасте и постепенно перерастает в любознательность.

Бесцельное познание в зрелом возрасте чаще всего становится пороком, мешающим достигать конкретных целей.

 

Как смежное любознательности понятие можно выделить познавательный интерес — избирательная направленность личности на объекты и события окружающей действительности. У школьников (особенно младшего звена) является самым сильным мотивом учения. Его развитие у детей представляет особый интерес для учителей и школьных психологов.

 

Развитие познавательного интереса в зависимости от возраста ребенка различается на:

1) Активный период становления (3-7 лет). Дети интересуются разнообразными сторонами жизнедеятельности.

2) Начальная школа (7-12 лет). Благоприятный возраст для развития познавательных интересов. Именно в этот период дети начинают интересоваться конкретными предметам школьной программы.

3) Младший подростковый возраст (10-11 — 13-14 лет). Для подростков характерно пробовать себя в совершенно различных областях деятельности. Этот возраст предшествует периоду самоопределения.

4) Старший подростковый возраст (13-14 — 18-20 лет). Познавательный интерес в данном случае имеет четкую направленность и связан с будущей деятельностью.

 

Как развивать любознательность у детей

 

Прежде чем говорить о развитии любознательности, стоит отметить одну ее важную особенность: детский возраст в большинстве случаев оказывается решающим. В более поздние возрастные периоды развить данное качество — задача более сложная. Поэтому мы сделаем упор на детскую любознательность.

 

Конкретные способы развития любознательности:

 

1. Слушать вопросы ребенка и по возможности, на них отвечать (или мотивировать его на самостоятельные поиски).

2. Поощрять познавательные интересы ребенка.

3. Развивать наблюдательность вместе с ребенком.

4. Ограничение просмотра телевизора.

5. Превратить учение в игру.

6. Разговаривайте как можно больше с ребенком.

 

Если ребенок начнет понимать, что на все вопросы он может найти ответы самостоятельно, у него появится пытливость ума, самостоятельность познания. Это не только расширит его кругозор, но и положительно скажется на учебной деятельности.

Любознательность в детском возрасте жизненно необходима, потому ее нужно не только формировать и поддерживать, но и усиливать!

Категория: Воспитание детей