Что такое любознательность
Любознательность — постоянное стремление к приобретению новых знаний. Отличительной чертой таких знаний служит их практическая значимость. Любознательность — внутренняя заинтересованность в получении новых знаний. Она является одной из высших уровней развития познавательного интереса (будет рассмотрен подробнее).
Психология любознательности включает огромное количество понятий определений, касающихся его природы:
Практическая значимость определения понятия любознательность заключается в описании его сущностной стороны. Как это работает и где это можно использовать? Вот в чем интерес, вот где кроется необходимость его изучения и применения полученных знаний. Итак, чтобы более подробно разобраться в заданной теме, рассмотрим любознательность в системе смежных понятий.
Структура любознательности
Любознательность формируется на базе более простых механизмов и процессов психической деятельности:
Исследовательский рефлекс — (ориентировочный рефлекс, рефлекс прицеливания) простая форма реагирования психики на новый раздражитель, открытая Павловым в результате проведения многочисленных опытов на собаках. Отличительной особенностью ИР является достаточно резкое и значительное по объему поглощение ресурсов внимания.
Любопытство — стремление получать ненужную, практически незначимую информацию. Любопытный человек выясняет детали и факты тех событий, которые в дальнейшем ему не пригодятся. Любопытство появляется в младенческом возрасте и постепенно перерастает в любознательность. Бесцельное познание в зрелом возрасте чаще всего становится пороком, мешающим достигать конкретных целей.
Как смежное любознательности понятие можно выделить познавательный интерес — избирательная направленность личности на объекты и события окружающей действительности. У школьников (особенно младшего звена) является самым сильным мотивом учения. Его развитие у детей представляет особый интерес для учителей и школьных психологов.
Развитие познавательного интереса в зависимости от возраста ребенка различается на: 1) Активный период становления (3-7 лет). Дети интересуются разнообразными сторонами жизнедеятельности. 2) Начальная школа (7-12 лет). Благоприятный возраст для развития познавательных интересов. Именно в этот период дети начинают интересоваться конкретными предметам школьной программы. 3) Младший подростковый возраст (10-11 — 13-14 лет). Для подростков характерно пробовать себя в совершенно различных областях деятельности. Этот возраст предшествует периоду самоопределения. 4) Старший подростковый возраст (13-14 — 18-20 лет). Познавательный интерес в данном случае имеет четкую направленность и связан с будущей деятельностью.
Как развивать любознательность у детей
Прежде чем говорить о развитии любознательности, стоит отметить одну ее важную особенность: детский возраст в большинстве случаев оказывается решающим. В более поздние возрастные периоды развить данное качество — задача более сложная. Поэтому мы сделаем упор на детскую любознательность.
Конкретные способы развития любознательности:
1. Слушать вопросы ребенка и по возможности, на них отвечать (или мотивировать его на самостоятельные поиски). 2. Поощрять познавательные интересы ребенка. 3. Развивать наблюдательность вместе с ребенком. 4. Ограничение просмотра телевизора. 5. Превратить учение в игру. 6. Разговаривайте как можно больше с ребенком.
Если ребенок начнет понимать, что на все вопросы он может найти ответы самостоятельно, у него появится пытливость ума, самостоятельность познания. Это не только расширит его кругозор, но и положительно скажется на учебной деятельности. Любознательность в детском возрасте жизненно необходима, потому ее нужно не только формировать и поддерживать, но и усиливать! | |
Категория: Воспитание детей |