Посетив любой детский утренник, можно без особой наблюдательности рассмотреть среди выступающих две категории детей: тех, которые читают стихи красиво, громко и с выражением, и тех, кого, кажется, совершенно не заботит ни высота голоса, ни внятность произнесенного, ни понимание окружающими смысла сказанного. Дети из второй категории обычно проглатывают окончания слов, постоянно растягивают или сжимают их, недолжным образом перевирая интонацию.
Причиной тому служит не пришедшая на ум читателю стеснительность ребенка, а банальная родительская лень. Умение выступать публично развить не так уж сложно. Разговаривать красиво и понятно можно научиться, следуя всего лишь нескольким советам. О них и пойдет речь в этой статье.
Перед тем как приступать к развитию речи ребенка, стоит напомнить — умение красиво разговаривать не только поможет ребенку в выступлениях на детский праздниках и спектаклях, но и станет залогом дальнейшего уверенного общения с одноклассниками, друзьями, помощь при сдаче любого экзамена, и конечно — успешно пройденное собеседование на работу. Нет сомнений, что будущие результаты стоят затраченных сегодня усилий. Особенно они будут заметны процессе обучения будущего школьника. Узнать больше вы можете из статьи "Как подготовить ребенка к школе".
Рекомендации по развитию речи ребенка:
- Собственный пример. Дети учатся прежде всего на примере чсвоих родителей. Потому разговаривать им нужно понятно, логично и экспрессивно с первых минут жизни малыша. Периодическое перевоплощение в оратора также должно стать семейной традицией: ребенок усаживается в кресло как зритель, а родители выступают перед ним с речью (стихотворением, сказкой, наставлением). При этом соблюдаются все паузы, знаки препинания, проговаривается каждый звук. Важно помнить — ребенок еще может не понимать шуточных форм выражения мысли, т. е. он не сообразит, что мама умышленно коверкает слова, внося долю шутки в серьезную речь. Впоследствии такая речь закрепится в его сознании как правильная.
- В конце выступления у маленького зрителя нужно поинтересоваться, какие эмоции оно вызвало, что понравилось, все ли мысли он понял, все ли лова расслышал. Затем следует чтение невнятное, с ошибками, с неправильно построенными предложениями. За ним снова следует обсуждение: какое выступление понравилось ребенку больше и в чем была разница. На подобном примере гораздо проще объяснить, к примеру, что слишком быстрый и слишком медленный разговор зрителями не воспринимается.
- Внимательное слушание. Прислушиваясь к тому, как ребенок говорит важно подмечать особенности его речи. Никогда не следует выказывать невнимательность к разговору с ребенком. Если он осознает не интересность своих высказываний, об успехе на публичных выступлениях можно смело забыть.
- Запись аудио (видео) с говорящим ребенком в главной роли. Прослушивание своей речи при анализе ошибок имеет гораздо больший эффект, чем подробные разъяснения наставника.
- Предоставление выбора. Чтобы повысить интерес ребенка к тому, что он говорит, нужно чтобы он сам стал участником поисков стихотворения, сказки, пьесы и т.д.
- Много читать. Привыкание к правильно поставленной письменной речи сформирует и навык изложения мысли в разговоре (конечно, если ребенок упражняется в нем).
Выполняя вышеперечисленные правила, родители существенно помогают ребенку не только развить речь, но и преодолеть стеснительность, стать более уверенным, раскрепощенным, любознательным и стремящимся к саморазвитию. Также умение разговаривать формирует логичность мышления, объективность умозаключений и увеличивает гибкость поведения ребенка.
|