Почему стоит правильно общаться с детьми? Каковы последствия «неправильного» общения? Есть ли отличия в особенностях коммуникации с детьми разных возрастов? Есть ли среди правил эффективного общения наиболее универсальные? На эти вопросы мы и постараемся ответить в данной статье.
Каждый родитель хочет, чтобы его отношения с ребенком были как можно более доверительными, чтобы в случае появления трудностей с ними можно было справиться совместными усилиями. Однако, некоторые стереотипы родительского поведения, «передаваемые по наследству», порой очень сильно мешают появлению крепких семейных отношений. Поэтому сегодня у многих родителей возникает актуальный вопрос: Как общаться с ребенком, понимая его потребности и помогая ему понимать окружающих?
Особенности детей: от младенца до подростка
Нужно очень глубоко осознать - дети меняются (как внешне, так и внутренне) настолько быстро, что и способы общения с ними должны быть гибкими, адекватными этим изменениям. Например, дети до трех-пяти лет нуждаются в доброжелательном отношении к себе со стороны взрослых, и уже к пяти-шести годам формируется стремление быть понятым. Также в пять лет весомой частью жизни ребенка становится общение со сверстниками. Младший школьник вступает в новую систему познавательных отношений. Теперь он — главный субъект познания, идущий по пути приобретения жизненно важного опыта. Благоприятный период для активного развития любознательности. В этот период особенно важно понимать, как общаться с ребенком, и почему «правильная» коммуникация так необходима. Авторитет значимого взрослого приобретает иное значение в 12-15 лет, в момент резких физиологических и психологических перестроек. Подростки резко начинают осознавать собственную индивидуальность, испытывая непреодолимое желание проверить свои силы и попробовать самореализоваться.
Правила эффективного общения с ребенком
1. Не стоит помогать ребенку, если он не просит о помощи. Подобный настрой даст ему понять: «Ты молодец, хорошо справляешься!» Помогать ребенку нужно в том случае, когда он не справляется сам и просит о помощи. Как бы ни хотелось предостеречь свое чадо от самых простых и банальных ошибок, не стоит этого делать. Иначе не будет формироваться понимание, осознанность собственного поведения.
2. Ответственность за личные дела ребенка нужно постепенно перекладывать на него самого. Также иногда стоит оставлять детей с отрицательными последствиями собственного поведения. Это поможет относиться к нему более сознательно. 3. В требованиях родителей не должно быть никаких противоречий. Они должны быть взаимодополняющими и не противоречить потребностям ребенка. В общении с детьми следует использовать дружественный тон и разъяснительную форму высказываний. 4. Нужно постоянно общаться с ребенком! Детям необходимо не только получать интересующую их информацию, но и формировать собственное мнение, высказываясь и комментируя других. Интересно! Подготовьте ребенка к школе по ПРОСТОЙ ПРОГРАММЕ. 5. Необходима совместная деятельность. Повышение количества взаимных интересов увеличивает вариативность поведения ребенка, ускоряет его адаптацию к новым, непривычным условиям. С подобным успехом увеличивается шанс понять, как общаться с ребенком на его языке. 6. Своим примером родители формируют личность ребенка с самого раннего возраста. Поведение в среде своих друзей, наличие вредных привычек, умения общаться с членами своей семьи - все эти факторы являются весомой частью жизни любого ребенка. 7. Соизмерение своих ожиданий и возможностей ребенка не позволит требовать от него чрезмерных усилий. При этом общаться с ним нужно понимающе, в атмосфере свободного выражения мнений. При этом важно ощущать, где заканчивается испытываемая ребенком беспомощность и начинается прихоть.
Соблюдение столь простых правил общения с ребенком способно устранить не только ситуативные проблемы, связанные с известным каждому родителю непослушанием, но и помогает предотвратить долговременные трудности воспитания.
| |
Категория: Воспитание детей | |