Тихое утро Казакова запоминается не только красотой слога писателя, но и его правдивым смысловым содержанием. Читателю стоит подробнее рассмотреть особенности сюжета и поведения героев.
Вопросы и задания1. Чем отличается поведения Яшки по дороге к реке от поведения Володи? Яшка встает сквозь сон, ему удается перебороть себя. Собирая снасти, он ведет себя собранно и выполняет все очень быстро. Володя же, напротив, не очень рад новому утру, он с трудом просыпается и сомневается, что стоит отправляться на рыбалку. По дороге к реке Яшка старается показать себя опытным рыбаком. После того, как Володя обижает его своим вопросом «А не рано?», ему хочется всячески унизить городского гостя. Володя же, понимая, как хочется ему половить рыбу, не перечит Яшке. К примеру, он совсем не мучается жаждой, но пьет воду из колодца, которую ему предлагает Яшка. Тихое утро Казакова представляет собой проникновение в мысли двух совершенно разных мальчишек, и ситуацию, которая делает их лучшими друзьями.
По каким признакам Яшка узнавал, что летят утки, звенят дрозды? Что рассказал он о дроздах? Яшке знакомы звуки, которые издает практически любая живность, которую можно встретить в условиях деревни. Если свистит — значит «ути», если звенит — дрозд. С этой птицей у Яшки связаны особые воспоминания. Как-то раз он поймал одного дрозда и держал его у себя целую зиму. Дрозд, по словам Яшки, мог кричать по-разному: и как паровоз, и как пила…
2. Как вели себя в минуту опасности мальчики? Когда Володя стал тонуть, Яшка подумал, что он спокойно выплывет. Он даже разозлился, что рыба теперь распугана и не станет ловиться. Яшка схватил ком земли, чтобы кинуть в Володю, когда тот вынырнет. Володя сразу стал кричать. Он не на шутку испугался. Понимая, что тонет, Володя беспорядочно барахтается в воде. Основной интерес составляет для читателя Яшка. В первые минуты он хотел позвать кого-нибудь на помощь. Потом ему приходит в голову мысль, что уходить от тонущего Володи нельзя. И в конце концов, решается нырять за ним в омут. Такой накал сюжета противопоставляется названию рассказа — «Тихое утро» Казакова является таковым лишь в самом начале и в конце.
Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не было ничего на свете милее бледного, испуганного, страдающего лица Володи? После того, как Володя был спасен и оказался живым, Яшка был искренне этому рад. Ведь он столько перетерпел, когда спасал его. Яшка и сам чуть не утонул, когда Володя стал тянуть его вниз. К тому же, Яшка чувствовал большую ответственность — он был главным в этом походе на речку.
Как вы думаете, что мог утаить, но не утаил от читателя автор в поведении Яшки? Казаков мог написать о том, что Яшка собирался уйти — за помощью, за веревкой, подальше от этого страшного места — куда угодно, лишь бы не знать о том, что здесь случилось. Казаков не хотел делать из Яшки идеального героя, он показал эту ситуацию так, будто она произошла на самом деле.
3. Подготовьте по самостоятельно составленному плану пересказ или чтение рассказа по ролям (на выбор) Чтобы подготовить пересказ, стоит разобраться с кратким содержанием произведения.
Тихое утро Казакова — краткое содержаниеДеревенское утро, раннее, туманное и тихое. Яшка, местный мальчишка встает ни свет ни заря на рыбалку. Он собирает снасти и идет будить своего нового товарища Володьку, приехавшего погостить к ним из Москвы. Тот не очень рад такому раннему подъему и спрашивает Яшку — «А не рано?» После таких слов Яшка начинает на него сердиться. Однако, они все же идут рыбачить. По дороге к речке Яшка рассказывает Володьке много интересных историй: про дрозда, которого он поймал, рыбу, что водится в речке, погоду и пр. На реке Яшка сразу же ловит большого леща. У Володи тоже клюет. Но он не справляется с удочкой и падает в глубокий омут. Спустя минуту Яшка понимает, что его друг тонет. Он пытается позвать на помощь, но вокруг никого нет. Через время Яшка все же решается нырять. После неудачной попытки (Володя цепляется за Яшку и чуть не топит его) он вылезает на берег и пытается убежать. Но ему не позволяет совесть. Яшка снова ныряет. Под водой ему предстает увидеть страшную картину — бледный Володька в неестественной позе застыл не глубине омута. Тогда он хватает его за рубаху и вытаскивает на берег. Через некоторое время Володька приходит в себя. Оба мальчишки невероятно счастливы видеть друг друга. | |
Категория: Студенту | |