МЕНЮ

Принципы сознательности и активности

Принцип сознательности и активности — это принцип обучения, отражающий личность как активный субъект познания. Согласно этой позиции, воспитанник заинтересован в саморазвитии. Он хочет узнавать новое об окружающем мире и преобразовывать его.

Что такое принцип сознательности и активности

Активность личности — это показатель ее сущности как субъекта деятельности. Активность обучающихся должна быть направлена на процесс самостоятельного добывания знаний.

 

Что предполагает принцип сознательности и активности в обучении:

  • Осмысление фактов и связей между явлениями, а не простое их запоминание.
  • Понимание приемов учебной деятельности и технологии усвоения знаний.
  • Осознание прикладного значения теоретических идей — обучающийся должен понимать, зачем ему определенные знания и как он может их использовать.
  • Позитивное отношение к учению.

Активность обучающихся — это их интенсивная умственная и практическая деятельность, результат усвоения знаний и развития навыков.

Применение принципа сознательности и активности

Факторы, от которых зависит качество и скорость изучения материала:

  • мотивы обучения;
  • уровень познавательной активности и ее характер;
  • организация учебного процесса;
  • используемые средства и методы обучения.

Основа принципа сознательности и активности — ценность человеческого образования заключается в знаниях, которые осмыслены самостоятельно и глубоко. Они должны быть приобретены при интенсивном умственном напряжении.

 

Правила, применяемые при реализации принципа сознательности и активности:

  • Обрисовать результат. Добиваться, чтобы обучающийся четко понимал цели и задачи работы.
  • Заинтересовать. Использовать в процессе увлекательные примеры и факты.
  • Действовать наглядно. Применять технические средства и специальные пособия.
  • Практиковаться. Вовлекать участников процесса в процесс применения знаний.
  • Пользоваться активными и интенсивными методами обучения.
  • Задействовать логику обучающихся. Основывать новые знания на старых, увязывая их логически.
  • Учить находить причинно-следственные связи.

 

Важно! Используя наглядные пособия, не стоит ими злоупотреблять — при слишком большом количестве примеров внимание учащихся рассеивается.

Самостоятельность мышления и деятельности — залог успешного обучения. Нельзя допускать копирования, пересказывания. Творческое мышление развивается всесторонним рассмотрением проблем и задач.

Умение задавать вопросы и выслушивать ответ — основа активности учащихся. Учителю важно интересоваться мнением учеников и выслушивать их.

Принцип наглядности

С принципом сознательности и активности учения тесно связан принцип наглядности — опора на реальные представления, уже сформировавшиеся у обучающихся. Поскольку у большинства людей самыми чувствительными являются зрительные анализаторы, в обучении часто применяются наглядные пособия, объясняющие те или иные явления.

Практическая сторона принципа наглядности:

  • Наглядность — это средство, а не цель обучения, поэтому ограничиваться только его методами нельзя.
  • По мере возможности представлять учебный материал для восприятия чувствами (зрительно, в устной форме).
  • Подкреплять абстрактные положения цифрами, фактами, примерами.
  • Создавать систему знаний, формируя у ученика взаимосвязанную систему представлений.
  • В процессе обучения воспитывать у учащихся интерес к процессу получения знаний, культуру мышления и творчество.

Таким образом, благодаря сознательности ученик осмысливает задачи и цели обучения, глубже понимает материал и учится применять его на практике. Принципы «наглядности сознательности и активности» позволяют сформировать субъект познания, заинтересованный в получении нового опыта, способный отстаивать свои взгляды и творчески решать проблемы.

Категория: Студенту |