Классические произведения литературы, собранные в учебнике для 5 класса — это сборник лучших рассказов, стихов, сказок и басен, которые «учат и наставляют». Знакомимся с учебником 1. Как вы понимаете пушкинское определение: «Чтение — вот лучшее учение»? Пушкин говорит о том, что книга — это лучший учитель. Ведь она всегда может быть рядом, и она всегда готова «учить». Ее всегда можно открыть и получать знания, вспоминать, что забылось и открывать для себя что-нибудь новое. Классические произведения литературы помогают открыть для себя новый мир интересных героев и захватывающих событий.
2. Благодаря кому на Руси «учительное» книжное слово стало доступно широкому кругу читателей? Благодаря труду каких профессий рождается книга? Книжное слово стало доступно на Руси благодаря Ивану Федорову. Он был основателем книгопечатания. Его первой печатной книгой стал «Апостол». Книги создаются благодаря людям таких профессий, как:
Благодаря этим людям классические произведения литературы интересно читать в любом возрасте.
3. Что значит «уметь читать» и когда происходит между автором и читателем «доверительный разговор»? Уметь читать — это значит уметь понять, что написано в книге — что хотел сказать автор. «Доверительный разговор» происходит, когда читатель берет в руки книгу. Он знакомится с героями, как с реальными людьми.
Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением, и между вами и автором возникал «доверительный разговор»? Бывали, когда я читал «Маленького принца» Антенуана де Сент-Экзюпери. Я как будто сам был пилотом, который разговаривал с маленьким принцем.
Назовите книги, отдельные произведения, которые вы любите перечитывать? Шалунья-сестричка, Вари горшочек вари, Три толстяка, сказки Андерсена, Гарри Поттер, Таня Гроттер. Многие классические произведения литературы после перечитывания становятся только интереснее. 4. Рассмотрите внимательно учебник (автор, редактор, художники — авторы иллюстраций и рисунков к произведениям, вопросы задания, словарь и т. д.). Подготовьте пересказ статьи, предварительно составив небольшой план. План:
Пересказ: Когда человек начинает читать книгу, он заводит с автором «доверительный разговор». Это значит, что он узнает героев, которых придумал писатель, и они становятся для него реальными людьми. Он будто говорит о них с автором. Чтобы правильно выбирать книги, нужна большая подготовка. Нужно знать «проверенных» авторов. Правильно читать — значит перечитывать. Только так можно понять все, что хотел сказать автор. Каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам предстоит работать в этом году (содержание, оформление)? Какова роль каждого из тех, кто создавал книгу? Подготовьте развернутый ответ. Нравится, что учебник удобный, в нем легко можно разобраться. В содержании очень хорошо видно, какие произведения будут изучаться. Они напечатаны большим размером букв. Легко разобраться и в авторах, произведения которых предстоит прочитать. Оформление радует отличными рисунками, понятными блоками заданий и вопросов. Роль каждого из тех, кто создавал учебник, очень велика. Автор смог выбрать лучшие произведения, которые необходимы для изучения в 5 классе, художник — отразить образ главных героев, а редакторы — подправить и улучшить то, что не заметил автор. Без рабочих типографии учебник бы просто не вышел.
5. Покажите родителям свой учебник по литературе. Попросите их вспомнить и рассказать вам про учебник, по которому они учились в школе. К примеру, в 1991 году школьники учились по учебнику — «Родная литература». Это советский учебник. Как и в современных учебниках, там очень хорошо представлены классические произведения литературы.
Обогащаем свою речь 1. Какие авторы художественных произведений вам уже знакомы, с какими вы встретитесь впервые? Объясните с помощью словарей слова «переплёт», «обложка», «титульный лист», «выходные данные» и т. д.; найдите все эти элементы в вашем учебнике. В прошлые годы по программе литературного чтения можно было познакомиться с Пушкиным, Фетом, Некрасовым, Лермонтовым. Они встречаются и на страницах этого учебника. Впервые в этом учебнике можно встретиться с Никитиным, Суриковым, Чеховым.
2. Как назвал В. Набоков хорошего читателя? Есть ли среди ваших родных и знакомых такие читатели? Какие книги вы хотели бы перечитывать много раз? Набоков называет хорошего читателя перечитывателем — активным и творческим читателем. Мне бы хотелось снова и снова перечитывать Гарри Поттера.
Старинные книги создавались вручную. Их обложка была очень прочной, потому что их приходилось носить с собой, иногда — в одежде или сумке. Обычно старинные книги были иллюстрированы рисунками от руки. На полях были заметки, а в страницах — закладки. | |
Категория: Студенту | |