Человек как личность развивается только в обществе. Если он находится вне социума, он не развивается. Разберемся, какие свойства человека являются биологическими, а какие — социальными. Что происходило с детьми, которых воспитывали животные? Какие свойства человека относят к биологическим? Дети, воспитанные в животной среде, не умели разговаривать, общаться с другими людьми. Они остаются на уровне развития маленького ребенка. Ребенок не развивается в среде животных, потому что ему не хватает опыта общения с себе подобными. Эволюционно развитый мозг и слабое (в сравнении с животными) тело не позволяют человеку успешно конкурировать с представителями стаи. Поскольку в раннем детстве ребенок усваивает базовые навыки выживания, он не может адаптироваться к новой среде, если годами подражал повадкам животных. Основные биологические свойства человека — расти и размножаться. Понятия человек-личность раскрывает более сложные процессы.
Оцени, какие качества успешной деятельности хорошо развиты у тебя. Над чем тебе еще нужно работать? У многих молодых людей часто присутствует сильная мотивация, стремление к переменам, новаторство и целеустремленность. Однако не хватает старательности и терпеливости. Эти качества приходят с дисциплиной и опытом. Возможно, многим молодым и зрелым личностям необходимо работать над волей и настойчивостью. Такие качества помогают добиваться успеха даже после продолжительной серии неудач. Составь словесные портреты девушек. Можно ли по их внешнему виду представить черты их характера, особенности поведения? Используй для описания слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая. Девушка на первом изображении мечтательная и задумчивая. Она будто ненадолго отвлеклась от своих мыслей. Сложенные руки и взгляд снизу-вверх характеризует ее печальное настроение. Вторая девушка более активная. Она кажется жизнерадостной и полной сил. Судя по румянцу на щеках, девушка активно двигается, причесывая свои волосы. Улыбчивой ее назвать нельзя, потому что нет морщинок в уголках глаз. Однако сейчас (в запечатленный момент) она попыталась улыбнуться. Хотелось бы тебе общаться с человеком, который смотрит на тебя свысока, смеется над тобой или только ждет, чтобы с тобой случились какие-нибудь неприятности? Как ты думаешь, удалось художнику предать индивидуальность каждого персонажа картины? Если да, то в чем это проявилось? Художник, несомненно, передал индивидуальность Петра I и его свиты. Сам царь выглядит уверенным и упорным. Несмотря на ненастье, он не прячется в одежды и смотрит вдаль, используя все преимущества своего роста. Его шаги тверды и быстры. Два человека, идущие сзади Петра, ежатся от холода. Один даже посматривает на другого, возможно с презрением. Человек, идущий за ними, тоже кутается в плащ, однако выглядит уверенно. Раскрой, в чем проявилась сила личности Бетховена? Знакомы ли тебе его произведения? Если да, назови их. Есть ли среди них любимое? Бетховен проявил силу своей личности, когда продолжил заниматься музыкой, невзирая на потерю слуха. Даже практически глухим он сочинял великие произведения. Он использовал все возможности своего таланта. Без слуха он опирался на вибрации, которые создаются каждым музыкальным инструментом (попробуйте заткнуть уши и дотронуться до корпуса гитары, а затем защипнуть одну струну). Слова самого композитора подтверждают, что его дело ему не только нравилось, он горел музыкой. Так же каждый человек должен гореть каким-то делом.
Проверим себя
Основное доказательство того, что человек — существо социальное, пример детей «маугли». Без общения с другими людьми ребенок не вырастет «Человеком». Он будет походить на животное.
Среди качеств, характеризующих личность, выделяют
Если каждое качество надо развивать. Важно ставить цели и понимать, чего хочешь добиться.
У многих молодых людей в возрасте от 11 и до 20 лет редко встречается целеустреленность и терпеливость, и это нормально. Молодой мозг постоянно требует нового. Мышление в подростковом и юношеском возрасте слишком гибкое. Настойчивость — это качество, возможно, одно из немногих из перечисленных выше, которым обладают многие подростки.
Семь раз отмерь, один раз отрежь — целеустремленность и терпеливость. Если постоянно держать свою цель в уме, можно избежать многих поспешных решений. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда — настойчивость. Только постоянно совершая какие-либо действия, можно что-то изменить. Без терпения нет учения — терпеливость. Некоторые предметы могут казаться очень сложными, поэтому им придется уделить немного больше внимания. Это требует терпеливости. Не сиди на печи, будешь есть калачи — воля. Это качество помогает пересиливать лень и нежелание заниматься тем, что необходимо делать.
В классе и дома Прочитай высказывания. Выбери качества личности, которые тебе хотелось бы развить. Качества личности, которые не мешало бы развить многим людям:
Проблема личности человека сегодня рассматривается как первостепенная, ведь от качеств личности зависит ее успешность.
Какие положительные качества ты можешь еще назвать, а какие вызывают у тебя отрицательные чувства? Еще я могу назвать такие положительные качества, как любознательность, дружелюбие, толерантность, трудолюбие. Если у самого себя или окружающих найдены следующие качества, они вызывают отрицательные чувства:
Эти качества стоит заменять настойчивостью и трудолюбием.
Выскажи свое мнение: кого можно назвать сильной личностью? Составь словесный портрет сильного человека. Используй данные высказывания. Из всех ребят сильной личностью можно назвать только Валентина (буква «в)»). Он ухаживает за больной матерью, но не жалуется. Ему трудно, но он все равно старается не опускает руки, при этом не бахвалясь перед другими. Словесный портрет сильного человека:
Тема «человек-личность» довольно интересна и требует внимательного изучения. Полученные знания помогают понять себя и окружающих. | |
Категория: Обществознание | |