МЕНЮ

Знакомимся с учебником 5 класс - Литература и изобразительное искусство

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите страницы из старинных книг, воспроизведенные в вашем учебнике.

Что, по вашему мнению, отличает их от современных книг?

Отличия старинных книг от современных, по-моему, заключаются в следующем:

  1. Старинные книги имеют застежки. Из-за того, что их приходилось часто носить или передавать другим людям, а копировать книги было дорого и долго, переплёт делали из кожи. Застежки позволяли лучше сохранять книги в целости.
  2. Шрифт в старинных книгах более красивый.
  3. Орнамент — он обычно нарисован перед текстом в виде узора. Также он присутствует и в самом тексте. К примеру, в книге «Апостол» первая буква текста «С» выполнена в виде небольшой художественной миниатюры.
  4. В старинных книгах очень много надстрочных символов. Это ударения, знак над «и» и др.
  5.  В старых книгах есть буквы, которые давно вышли из употребления.

 

Совершенствуем свою речь

Подберите пословицы об учении, выучите их наизусть.

Например:

Корень учения горек, да плод его сладок — учиться сложно (мы это и так знаем), но если ты сможешь использовать знания на практике, сможешь многого добиться.

Повторение — мать ученья. Как китайские мастера кунг-фу постоянно повторяют движения до автоматизма, так и в учении есть смысл повторять пройденные темы.

Ученье — света, а неученье — тьма. У тех, кто учится и применяет знания, больше возможностей. Для них «дорога жизни» хорошо освещена.

Не учась и лаптя не сплетешь. Даже простые скилы (навыки) требуют подготовки, обучения.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Чтобы получить действительно ценные знания, нужно уделять саморазвитию много времени.

Красна птица перьем, а человек ученьем. В человеке ценятся прежде всего ум и находчивость. С умными людьми хочется общаться и дружить.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет. Если учиться созидать (создавать), творить, приносить пользу себе и окружающим, то времени и желания заниматься чем-то неодобряемым обществом не будет.

Нетрудно сделать, да трудно задумать. Главное — найти идею. Начать воплощать можно всегда. Но стоящая идея приходит только в процессе обучения.

А вот еще 5 пословиц про учение от основателя сайта Decadence:

Пословицы

Смысл

Где сила не поможет, там ум выручить сможет.

Суть этой пословицы в том, что не всегда нужно действовать прямолинейно (в лоб). Иногда решение проблемы неочевидно, и тогда лучше подумать.

На ошибках учатся.

Совершая ошибки, мы огорчаемся. Однако это ценный опыт, который помогает нам в будущем. Если бы мы в детстве не пытались вставать после того, как падали, мы бы не научились ходить.

Ученье — лучшее богатство

Материальные ценности важны, но они могут легко пропасть (сгореть, потеряться и пр.). А знания и навыки остаются с нами практически на всю жизнь и их всегда можно применить.

Мудрой мысли тройная цена

Мысль, или идея, которая помогает решить какую-то проблему, которую до этого решить не получалось, всегда дорогого стоит. Для этого нужно набраться мудрости (опыта).

Не учи других, пока сам не поймешь

Почти всем нам хочется раздавать другим советы. Это потому что мы чувствуем свою нужность и значимость, когда учим других. Но если ты еще мало про что-то знаешь, не стоит убеждать всех в обратном. Если ты скажешь, что не знаешь этого, но с удовольствием бы узнал, тебя даже больше зауважают.

 

Объясните каждую из приведенных пословиц. Выше мы уже разобрались, в чем смысл каждой пословицы.

Придумайте небольшой рассказ, используя одну из них.

Рассказ с одной из пословиц про учение

Кто хочет много знать, тому надо мало спать (рассказ по пословице)

Мне не спалось. Я вышел на кухню, чтобы попить. И увидел, что мама что-то пишет на своем ноутбуке. Чего не спишь? — последовал логичный вопрос. Она ответила — «Кто хочет много знать, тому надо мало спать». Спустя месяц я узнал, что она после работы проходила какие-то курсы, чтобы устроиться на новую работу. Ей не нравилось старое место, и она хотела заниматься тем, что ей по душе. Теперь она уходит на работу с улыбкой.

 

Второй рассказ на одну из пословиц про учение

На ошибках учатся (рассказ по пословице):

Моему соседу пришлось поменять крышу дома целиком, потому что он доверился бригаде строителей, которые дёшево просили за свою работу. Они прибыли листы на какие-то гвозди, из-за чего часть листов быстро поржавела. «На ошибках учатся» - подумал я, когда наблюдал за ремонтом.

 

Что такое доверие

2. Как вы понимаете слово «доверие», словосочетание «доверительный разговор»?

Доверие — это отношение к другому человеку, или нескольким людям, при котором ты не ждешь от него подвоха/обмана/предательства. Ты готов делиться с ним своими знаниями, временем, деньгами и т. п., потому что уверен в его честности и открытости.

Доверие можно только заслужить. И только своими поступками. Еще мы привыкли доверять тем, кого нам советуют близкие люди, как порядочного человека.

В разных словарях доверительный означает:

  • Секретный, о котором нельзя никому рассказывать.
  • Вызывающий доверие.

 

Пример доверия:

Я собирал комп в бум майнинга. И мне позарез нужна была хорошая видеокарта. Мой друг посоветовал сходить в небольшой магазинчик в подвальном помещении на краю города. Я без вопросов пошёл туда и взял видюху, хоть продавец и сказал, что она б/у. На тот момент достать новые было нереально. Я доверился этому продавцу, потому что мне его посоветовал хороший друг. Теперь я покупаю в том подвальчике все комплектующие для ПК.

Еще один пример доверия:

В одной из онлайн игр я подружился с крутым юзером. Он хорошо играл и показал мне неочевидные способы прокачки. И когда мне стали выпадать дорогие предметы, я даю ему их на время. Я уверен, что он их вернет, если я попрошу, допустим для похода на босса в одной из локаций. Это и есть доверие.

Другой пример доверия

Девочка рассказала подруге, что ей нравится мальчик из параллельного класса. Она уверена, что это их секрет и никто больше о нем не узнает.

 

Доверительный разговор — что означает

Доверительный разговор — это такой разговор, при котором люди рассказывают друг другу личные переживания и мысли. Делятся проблемами и сокровенными мыслями. Часто при доверительном разговоре человек выражает свое отношение к собеседнику. К примеру, твой новый друг рассказывает, что еще полгода назад он тебя воспринимал как тихоню и странного одноклассника, а сейчас он видит тебя интересным собеседником.

Понятие «доверительный разговор» означает беседу с тем человеком, с которым ты готов поделиться даже самыми странными или тайными мыслями.

Пример доверительного разговора

Одним из ярких примеров доверительного разговора служит беседа с

 

Введите эти слова в предложение собственной конструкции.

А теперь составим предложение со словосочетанием доверительный разговор.

Не нужно быть психологом, чтобы завязался доверительный разговор — собеседникам просто надо быть искренними.

Другое предложения со словосочетанием «доверительный разговор»:

Во время доверительного разговора Ира призналась, что не хотела идти на ту встречу, но все равно пошла, чтобы меня поддержать.

 

3. Поработайте со словарем синонимов. Какие слова мы называем сленгом?

Сленг — это слова, которые употребляют люди конкретной профессии, сферы деятельности, определенной возрастной группы. К примеру, молодежный сленг включает такие слова, как флексить, агриться, ауф, вайб, изи, КАТКА и пр. Ну, я думаю, ты и сам можешь назвать еще несколько десятков.

Какие из слов синонимического ряда предпочтительнее для разговорной речи?

Хорошо — отлично — класс — блеск — клево

Плохо — худо — дрянь — лабуда

Тут понятно, что первая строчка (хорошо — отлично — класс — блеск — клёво) больше подходит для разоворной речи. Однако даже часть этих слов уже устарела. Никто уже не говорит «класс» (если только в Одноклассниках). Да и «блеск» - странное слово, почти вышедшее из употребления в контексте «ух ты, как круто».

 

4. Подготовьте вместе с учителем устное сообщение на тему «Как могут обогатить устную речь произведения русских писателей-классиков» (новыми словами, образными выражениями, пословицами…). Выступите с этим сообщением перед одноклассниками.

Мы привыкли говорить практично, а не красиво. Раньше, во времена Пушкина, например, собеседники могли вчерашний дождик обсуждать часами. Это была дань этикету. Чем больше образов и красивых фраз ты говорил, тем умнее и образованнее тебя считали.

Сейчас мы сокращаем слова, стараемся уместить много смыслов в двух предложениях. Не боимся задеть друг друга или показаться бестактными.

Чем произведения Толстого, Щедрина, Леского, Бунина и др. помогают в наше время:

  • Учат использовать метафоры.
  • Помогают находить замену привычным словам.
  • Развивают воображение.
  • Да просто дают новые идеи. Читая про вымышленных героев, находишь их образы в окружающих людях. Это помогает понять окружающих.

Произведения русских классиков, я считаю, очень помогают учиться говорить красиво. Чтобы когда тебя слушали, было приятно. Да и самому будет проще выражать свои мысли. Наверное, у каждого были такие моменты, когда ты видишь что-то красивое или тебя захватывают эмоции, а слов нет. Читая русскую классику, ты сам того не замечая, начинаешь использовать в речи новые слова.

Категория: Литература