МЕНЮ

Особенности новейшей поэзии

Новая поэзия, возникшая в эпоху модернизма, предрекла появление разнообразных стилей и направлений. Они были очень разнородны, но имели единую цель.

 

Вопросы

1. Что сближает разные течения модернизма?

Практически каждый последователь модернизма, вне зависимости от выбранного течения (акмеизм, символизм, футуризм), стремился преобразить существующую реальность. Поэты и писатели страстно желали постичь новый, неведомый им уровень чувствования, мироощущения.

Все модернисты искали пути решения существующих проблем (политики, общества, личности) в преобразовании культуры, в ее перерождении. Именно искусство преображает сознание человека, считали они.

Как говорил Гумилев (акмеизм) цель искусства — «облагородить людскую природу».

2. Что отличает модернизм от реализма?

Отличия модернизма и реализма:

  • Модернисты стремились к «духовной перестройке мира». Они хотели создать идеальную культуру. Реализм отрицал важность этих устремлений.
  • Модернисты пророчили преображение мира силами искусства. Реалисты не делали таких ставок.
  • В разных течениях модернизма литераторы хотели постичь мир нерассудочными путями. Они больше опирались на эмоции и переживания. Реалисты же углублялись в детали. Они описывали мир таким, каков он есть.

Именно новые веяния реализма предвосхитили развитие модерна. Они представляли собой «одухотворенный реализм» (тайна человеческой души, природы и жизни).

3. Каковы взгляды на символизм Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова?

Мережковский

Видел неразрешимые духовные противоречия времени. Чтобы их изжить, было предсказано обращение к идеальной культуре. Необходимо было открыть «божественную сущность мира».

Создать эту культуру Мережковский хотел с помощью символов. Он выделил три элемента, которые должны присутствовать в новейшей поэзии:

  • мистическое содержание;
  • расширение духовной впечатлительности;
  • символы.

Бальмонт

Хотел, чтобы поэзия выражала чувства и мысли более утонченно. Художественное творчество, по его мнению, должно угадать новые сочетания красок, мыслей и звуков. Поэтому поэтический мир Бальмонта был таким подвижным и утонченным.

Брюсов

Искусство он называл откровением, которое позволяет постигать мир нерассудочными путями. Научным открытиям он противопоставлял интуитивное прозрение. Согласно взгляду Брюсова на символизм, он является литературной школой.

Новая поэзия модернизма стала откровением для современников.

4. Что представляла собой акмеистическая группа?

Акмеистическая группа — это объединение поэтов, просуществовавшее почти 2 года. В нее вошли:

  • Гумилев и Городецкий (организаторы);
  • Ахматова;
  • Мандельштам;
  • Зенкевич;
  • Нарбут.

Акмеистическая группа была тесно связана с «Цехом поэтов», возникшим незадолго до ее появления. Участники обоих объединений не отказывались от прозрений неведомого.

5. Каковы взгляды Н. Гумилева на это новое течение?

Гумилев утверждал, что акмеистам следует угадывать каждый следующий момент своего духовного развития и преображения мира в целом. Он провозгласил ценность каждого явления. Поэт утверждал, что каждому необходим «твердый и ясный взгляд на жизнь» (адамизм).

Новое течение она назвал акмеизмом (с греч. — высшая степень чего-либо, период цветения).

*6. Как проявились традиции русской литературной классики в творчестве символистов, акмеистов

Символисты

Символистам отечественная классика дала понимание человека и своей родины с ее культурой:

  • Наследие Пушкина позволило им увидеть горькие раздумья о человеческой душе и русской истории. Вместе с тем в творчестве этого классика символистами было усмотрено слияние с божественной сущностью.
  • Поэзия Лермонтова навела символистов на мысли о влечении к небесным и земным тайнам (демоническая тема).
  • Символистов привлекала гоголевская тема неостановимого движения России к грядущему.

Символисты нашли для себя путеводную звезду в религиозно-философских откровениях классиков.

Акмеисты

Пушкин покорил акмеистов «властью над временем и пространством» и открытием сочных земных красок.

Баратынский привлекал внимание верой в искусство, способной сохранить индивидуально пережитое для потомков.

Тютчев, по мнению Мандельштама, мог заставлять звучать «голос материи» членораздельной речью.

Анненский был предтечей акмеистов. Он мог искусно преобразовывать пережитые им впечатления от несовершенной жизни в художественные образы новой поэзии.

7. Каковы причины возникновения футуризма?

В начале 20 века городская жизнь становилась все насыщеннее и интенсивнее. Как утверждали футуристы, близился «день рождения нового человека». Нервная городская обстановка действовала на каждого человека, поэтому стало необходимым обогатить словарь новыми словами — неологизмами. Именно они стали формой выражения переживаний футуристов.

*8. Как толковал позиции футуристов В. Маяковский?

Позиции футуристов, с точки зрения Маяковского:

  • Ритмы жизни современного городского человека не передать словами классической литературы.
  • Необходимость стать делателем собственной жизни и жизни других.
  • Отрицание грамматики и синтаксиса имеющегося языка.
  • Смешение жанров и стилей.
  • Стремление к будущему, призыв забыть о прошлом.

Маяковский (футуризм) был ярым реформатором.

  • Задания для самостоятельного анализа текста

1. Выпишите и прокомментируйте по статье Д. Мережковского «О причинах…, Н. Гумилева «Наследие…

Эти и другие задания вы найдете по ссылке:

Категория: Литература |