МЕНЮ

Древнерусская литература 9 класс

Древнерусская литература (9 класс) - это сборник самых ценных и поучительных сочинений великих авторов, которые создавали русскую письменность и культуру.

 

Вопросы и задания

1. Что лежало в основе церковно-славянских текстов и что отличало древнерусскую литературу?

Основа церковно-славянских текстов — это, безусловно, религиозные представления о мире. В них единственный творец всего — Бог. Писатель, создававший произведения древнерусской литературы, прежде всего обращался с молитвой к Творцу, прося помощи и поддержки.

Отличия древнерусской литературы:

  • описывала исторические события;
  • отличалась высокой духовностью — имела своей целью нравственное развитие человека (воспитание милосердия, открытости, бескорыстия, душевной прямоты);
  • не допускала художественных вымыслов;
  • имела обобщенный характер, описывала события в масштабе государства;
  • соблюдала этикет — поведения, словесности и миропорядка (писатель применял общее и легкоузнаваемое в противовес частному и непривычному).

Древнерусская литература (9 класс) имела свои традиции, которые передавались из поколения в поколение.

 

2. Какие жанры древнерусской литературы существовали и какие из них вам знакомы по предыдущим классам?

Система жанров древнерусской литературы отражает существовавшую тогда эстетику.

Основные жанры древнерусской литературы:

  • летописание;
  • богослужебнае жанры — Пролог, Часослов, Апостол;
  • житие — описание жизни народных героев, святых;
  • повести — отражение воинских подвигов;
  • хождение — путешествие;
  • сказание — эпический жанр;
  • слово, поучение — литература с наставлением.

К 17 веку в древнерусской литературе стали появляться такие жанры как драма, сатира, бытовая повесть, стихотворный рассказ.

По курсам предыдущих классов каждому школьнику известны жанры повести, сказания, жития, поучения.

 

Древнерусская литература (9 класс) помогает понять, какие исторические события происходили на рубеже формирования современной письменности и словесности.

3. Какие произведения древнерусской литературы известны Вам по курсам 5, 6, 7, 8 классов?

В 5 классе изучалось произведение «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

В 6 классе проходили «Сказание о Белгородском киселе».

В 7 школьная программа помогла ознакомиться с такими произведениями, как «Поучение Владимира Мономаха» и «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

8 класс стал периодом изучения «Повести о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», а также «Повести о Шемякином суде».

 

Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.

Из ранее изученной древнерусской литературы каждому знакомы такие герои, как:

  • Владимир мономах;
  • Петр и Феврония;
  • Александр Невский;
  • Шемяка-судья и его убогий клиент.

Характеристика Владимира Мономаха:

Владимир Мономах был не только князем, но и воеводой и писателем. Он всячески старался избегать междуусобиц между князьями. Помогал соседским княжествам в защите от врагов. Он отказался от принадлежавшего ему по наследству великого княжения киевского. Во время смуты ростовщиков он подавил восстание и разобрался в его причинах, впоследствии урегулировав нормы долгового права.

Все это характеризует Владимира Мономаха, как:

  • мудрого военачальника;
  • справедливого князя;
  • образованного человека;
  • любознательного ответственного управленца.

Характеристики Петра и Февронии вы найдете на странице «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

 

4. Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература?

В развитии древнерусской литературы прослеживаются такие этапы:

  1. 11 век — первая треть 12 века. Период ученичества. Основная идея — превосходство христианских традиций над языческими.
  2. Вторая треть 12 века — первая треть 13. Появляются областные литературные центры (Ростов, Галич, Смоленск) .
  3. Трагический — время нашествия татаро-монгол (вторая треть 13 века — конец 14).
  4. Конец 14 века — 15 век. Подъем национального самосознания. Господствует идея собирания земель, формируется нравственный идеал.
  5. Наступление эпохи централизованного Московского государства. Публицистика вступает в эпоху расцвета.
  6. Период смуты — формируются новые жанры литературы.

 

Древнерусская литература

5. Перечитайте и расскажите статью о древнерусской литературе, составьте подробный план текста.

План статьи:

  • введение;
  • как зарождалась древнерусская литература (церковно-славянские книги);
  • характерные черты древнерусской литературы;
  • описание жанров;
  • периоды развития древнерусской литературы.

 

Пересказ статьи «Древнерусская литература» (9 класс):

Древнерусское словесное искусство далеко от современного. Таинственная культура книг требует знания исторических событий, религии древних времен, эстетических представлений тогдашних людей.

Принятие христианства — важнейший этап развития литературы. Вместе с религиозным учением на Русь пришла и письменность. Авторы трудов излагали исторические события в свете христианской культуры.

Основные особенности древнерусской литературы заключаются в ее историзме, духовности, обобщенности и религиозности.

Жанры древнерусской литературы связаны с практическими сторонами жизни: летопись, повесть, житие, сказание, поучение, слово.

Существует 6 периодов развития литературы: период ученичества, формирования областных центров, трагические времена, подъем самосознания, централизация государства и рождение новых жанров.

Завершает историю древнерусской литературы 17 век. Здесь начинается светская художественная литература.

Категория: Литература