МЕНЮ

Метамодельные нарушения, основанные на принципе искажения информации

 

О том, что такое метамодель, процесс обобщения, искажение и упущение информации, можно прочитать здесь

 

1.Метамодельное нарушение «причина — следствие»

формула этого нарушения такова: «Х заставляет меня делать (ощущать, испытывать) У».

пример: критика в мой адрес портит мне настроение. Может ли у человека испортиться настроение, когда говорят о его недостатках? Естественно может. Но интересно другое — как  видится человеком взаимосвязь между критикой и его настроением?

Более верным, в этом случае, является выражение: «У меня портится настроение, когда меня критикуют». Здесь человек берет ответственность за свое настроение на себя, не обвиняя кого-то или что-то другое, воздействующее извне. До тех пор, пока индивид думает, что его поведение и настроение зависит от внешних обстоятельств, он ничего не сможет сделать со своей жизнью, подчиняясь своим заблуждениям.

Для того, чтобы обойти это метамодельное нарушение, нужно разорвать причинно-следственные связи между событиями внешнего мира и внутренними ощущениями.

Для этого используются специальные вопросы, отвечая на которые можно понять всю полноту своих заблуждений и по-новому взглянуть на ситуацию.

1.всегда ли критика (Х) портит вам настроение (У)?

2.Не могли бы вы вспомнить случай, когда несмотря на критику у вас возникали другие ощущения?

3.как именно критика портит вам настроение?

Во время ответа на тертий вопрос человек, как правило, начинает говорить о том, как ему плохо бывает в этот момент и о следствиях, возникающих по этой причине. Но тут стоит прервать такие мысли и задать вопрос: как сама критика действует на настроение?

4.если бы в вашей жизни совершенно не было критики, то у вас никогда не портилось бы настроение?

Суть этих вопросов завлючается в том, что они показывают наличие выбора действий, которого прежде не было видно.

В качестве другого примера можно привести выражение: плохая погода заставляет меня грустить. С такими взглядами на жизнь любая погода может портить человеку настроение, но сам он этого не будет осознавать, обвиняя окружающих, случайные события и обстоятельства.

 

 

Метамодельное нарушение «комплексная эквивалентность»

 

формула данного нарушения выглядит так: Х значит У или по-другому Х=У.

 

Пример: откровенно высказывать мнение — портить отношения.

В этом случае метамодельные вопросы предназначены для того чтобы поставить под сомнение, что одна часть высказанного утверждения действительно равна другой. Вопросы используются точно такие же как и при метамодельном нарушении «причина следствие», только исключая третий, так как он не совсем уместен.

1.всегда ли высказывание личного мнения портит человеческие отношения.

2.не могли бы вы вспомнить ситуацию, в которой высказанное мнение не привело к испорченным отношениям?

3.если бы все люди умалчивали о своем мнении, означало бы это, что отношения идеальны?

Распространено мнение, что богатые люди нажили свое состояние нечестным путем, то есть богатый — значит вор и непорядочный человек. Но такое утверждение является всего лишь заблуждением, благодаря которому люди покорно проживают свои жизни, даже не пытаясь стать богаче, думая, что это удел нечестных людей.

 

Метамодельное нарушение по принципу чтение мыслей

 

Формула: «я знаю, о чем вы думаете» или «я знаю, как ты относишься ко мне»

Такие утверждения, как правило основаны лишь на догадках и не имеют никакого отношения к реальному положению дел. Утверждения такого рода основываются лишь на ощущениях и неправильной интерпретации слов или действий собеседника.

Пример: он считает меня глупой. Чтобы исправить это нарушение, нужно задать вопрос: по каким признакам вы определили, что это верно? Самое главное — показать человеку (или самому себе), что суждение может быть ошибочным, так как информации слишком мало или она просто абсурдна. Очень часто во время разговора собеседник начинает цепляться за какую-либо фразу и утверждать, что она понята им верно, не утруждая себя расспросами о сути услышанного,  настаивая на верности своего понимания.

 

Категория: Саморазвитие