Главная » Статьи » Студенту и школьнику

Устное народное творчество 5 класс

Устное народное творчество нигде не записывалось, оно передавалось из поколение в поколение, накапливая в себе самые стойкие традиции и обычаи.

Размышляем о прочитанном

1.Прочитайте и перескажите небольшую статью, составленную по книге известного фольклориста В. Аникина.

Пересказ статьи фольклориста Аникина:

Народное творчество (фольклор: folk — народ, lore — мудрость) прекрасно и жизненно. Словесный фольклор называется устным творчеством, потому что все рассказы и предания в русском народе передавались из уст в уста.

Особую красоту имеют колыбельные песни. В них вложена вся любовь родителей. Мать и отец сулят своему ребенку удачу и счастливую жизнь. Утешали дитя пестушками и потешками, а учился сын или дочь на прибаутках и сказках.

Фольклор помогает обучаться и цифрам — дети любят играть в считалки. Загадки — это особый жанр народного творчества. Они развивают сообразительность и смекалку.

 

2. Объясните, почему мы называем словесный фольклор устным народным творчеством. Какие произведения фольклора вы слышали от родителей, когда были маленькими, какие прочитали в книгах?

В переводе с английского — «фолк» - народ, «лор» - мудрость. Поэтому фольклор — означает народная мудрость, устное народное творчество. Устным оно называется, потому что передавалось из уст в уста.

Из детства я помню колыбельные песни, а книги познакомили меня с загадками.

 

Устное народное творчество помогает обогатить словарный запас красивыми и мудрыми выражениями.

Обогащаем свою речь

С помощью учебника и словарей дайте определение следующим жанрам устного народного творчества, фольклора:

Пестушка — от «пестовать», значит — нянчить. Стихотворные напевы, которыми мать успокаивает ребенка. Обычно они сопровождают какие-либо действия малыша: «потягунюшки-порастунюшки», «а в роток — говорок».

Потешка — песенка-приговорка, сопровождающая игру руками и ногами. К примеру: «Ладушки-ладушки, где были, у бабушки. А что ели — кашку...».

Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Должна иметь ритм, потому что в процессе напевания ребенка нужно укачивать.

Закличка — песни с элементами заклинания, обращенные к природе: ветру, дождю, солнцу, птицам. Пример: «Жаворонки, жаворонки, принесите лето теплое».

Приговорка — разговор с природой и бытом, построенные по принципу просьбы-пожелания: Ветер  ветерцо, не дуй мне в лицо, а дуй в спину.

Прибаутка — небольшая история, заключенная в стихотворную форму: Сова, совинька сова, большая голова, на колу сидела, в стороны глядела.

Считалка — короткий стишок, которы определяет, кто будет водить в игре.

Скороговорка — фраза, которая построена так, чтобы трудно было произносить определенные сочетания звуков. «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали». Скороговорку нужно произносить как можно быстрее.

Загадка — образное определение предмета. Сидит дед — во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Устное народное творчество разделяется на жанры, которые не так просто различить.

2 Определите, к какому виду малых жанров относятся приведенные тексты. Научитесь правильно их произносить:

Приди киса ночевать — простой пример колыбельной песни.

Уж дождь дождем, поливай ковшом — приговорка.

Солнышко, солнышка, выгляни в окошко — обычная закличка.

Пришел Прокоп, кипит укроп — построенная на повторении одних и тех же звуков скороговорка.

Устное народное творчество помогает понять особенности своей нации. Оно знакомит нас со словами и оборотами речи, присущими нашему менталитету.

Категория: Студенту и школьнику | Добавил: Андрей (01.03.2017)
Просмотров: 1260 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]