МЕНЮ

По статьям Анненского «Бальмонт-лирик» и «Три социальные драмы»

Задание для самостоятельной работы

Прочитайте статьи И. Анненского «Бальмонт-лирик», «Три социальные драмы», подумайте, как в них раскрыта душа человека и своеобразие литературы начала века.

 

«Бальмонт-лирик»

В статье «Бальмонт-лирик» Анненский говорит о зажатости, забитости, канцеляризме и журнализме русской литературы начала века.

Про литературу начала века

Особенно трагичным было положение стихотворцев. Величавость и самовлюбленность стихов воспринималась с ужасом и отвращением. Все вспышки гения, возникавшие в начале века, были не поняты и не приняты современниками. Художественное слово воспринималось как нечто чуждое, ненужное.

Семимильными шагами в русской литературе и словесности продвигался «аршинный слог», грубый, неповоротливый, смазанный зыбкими «великорусскими» наречиями. Произведения Салтыкова — яркий пример байронизма журналистики. Писатель пытался оживить речь, приспособиться к надвигающемуся расцвету «говорения» и отсутствия литературного стиля.

Стиль, к слову, присутствовал у французских литераторов, они дорожили своим литературным наследием.

Стихи английского поэта Байрона были призваны научить людей ценить слово. Особенно страстно он проникал в суть женской психологии.

Про человеческую душу

Огромным недостатком человеческой души, по Анненскому, является узость взгляда людей на слово. Их смущает оригинальность и красота русского языка.

Все чаще человек смотрит на тело с позиции его бренности и плотского соблазна, а на слово — с позиции простоты и «нужности». Но никак не красоты.

 

 

«3 социальные драмы»

В статье Анненский рассказывает о 3 произведениях:

  1. Писемского — «Горькая судьбина». Здесь он рассматривает драму не столько людей, попавших в сложную, трагическую ситуацию (измена мужу и убийство ребенка), сколько драму общества, которое привыкло жить по определенному укладу. Этот самый уклад калечит человеческие существа, заставляет подстраиваться под себя. Писемский хотел донести до читателя, что без сильного «нравственного авторитета», который поведет за собой, люди так и будут унижаться, приноравливаться к чиновничьим притеснениям.

В произведении «Горькая судьбина» Писемский мастерски передает обиду, растерянность, страх и злобу главных героев.

 

  1. Толстого — «Власть тьмы». Писатель показывает в своем произведении отсутствие нравственности, совести и человечности сластолюбивых людей. Тех, кто ради выгоды готов пойти даже на убийство новорожденного.

 

Толстой показал, как мучается душа простого человека (Акима — отца главного героя Никиты). Старик всю жизнь трудился за гроши и был высокоморальным человеком. Он знает, что сын его совратил дочь хозяйки, опорочил честь молодой служанки, женился на даме в возрасте (хозяйке) и скрывает, что она убила собственного мужа. Это разрывает старику сердце. Он страдает за своего сына и за остальных участников трагедии. В завершение всех грехов Никита убивает собственного сына, рожденного дочерью хозяйки.

 

Совесть Никиты не выдерживает и он пытается повеситься. Однако у него не получается перебороть свой страх и он сдается уряднику.

Толстой показал драму без прикрас, он не стал романтизировать героев, придавать им возвышенных черт. Трагедия произведения заключается в «непротивлении» главного героя обстоятельствам. Никита подчиняется судьбе, жене, случаю. Они не берет на себя ответственности за своим поступки.

 

  1. Горького — «На дне». Писатель меньше всего хотел точно передать нищету и падение человеческой натуры. В этой социальной драме показано 3 составляющих:
  • Душа «бывшего человека» (который опустившись на дно, потерял большую часть своей личности)
  • Воля судьбы
  • Человек, способный менять силу судьбы и оживлять «бывших людей»

Многие герои пьесы «На дне» с наивностью чего-то ждут, но знают что будущее не принесет им ничего хорошего.

В пьесе за разными героями символично скрываются семья, религия и правительство. Не обходится дело и без «труда». Не благословенного, а ненавистного и проклятого труда.

Категория: Литература |