MENU

Снежная королева Андерсена: ответы на вопросы по учебнику 5 класса Коровиной

Разберем популярную сказку «Снежная королева» - опишем главных героев и ситуации, происходящие в сказке. Вместе мы сможем понять, чего хотят от нас авторы учебника)

Размышляем о прочитанном: Снежная королева

1. Как можно объяснить название сказки?

Сказка называется «Снежная королева», потому что именно она разлучила Герду и Кая. Это персонаж сказки, повелевающий зимней стихией. Снежная королева управляет снегом и льдом. Она способна управлять ветром и температурой воздуха, да и в принципе может менять погоду.

Снежная королева – символ одиночества и грусти, застоя и упадка. Возможно, даже символ обстоятельств, которые мешают людям идти к своей мечте. Обстоятельств, которые мешают общаться с теми, кто нам нравится.

Еще Снежную королеву можно сравнить с холодным разумом, с расчетливостью и безэмоциональностью.

Из скольких историй состоят приключения действующих лиц?

Приключения действующих лиц складываются из 7 историй:

  1. Про разбитое зеркало. Здесь говорится про троллей, разбивших зеркало, и судьбу разлетевшихся осколков.
  2. Про мальчика и девочку. В этой истории описывается жизнь Кая и Герды – названых брата и сестры.
  3. Про волшебницу, у которой был цветник. Пожилая женщина живет одна и колдует. У нее есть цветник. Герду она захотела оставить у себя, но не смогла.
  4. Про принца и принцессу. История повествует о принцессе, которая искала себе принца, и как она помогла Герде.
  5. Про маленькую разбойницу. В этой части говорится о девочке из замка разбойников, которая помогла Герде продолжить путешествие.
  6. Про лапландку и финку. Лапландка и финка – это мудрые женщины, живущие на севере, которые поддержали советом Герду.
  7. Про приключения Кая и Герды в чертогах Снежной королевы, и их возвращение.

 

2. Кто главные герои сказки? Чем интересна была их жизнь?

Основные герои сказки:

  • Кай – маленький мальчик, который жил в небольшой квартирке на верхнем этаже высокого дома.
  • Герда – девочка, жившая в доме, рядом стоящим с домом Кая. Ее квартира тоже была на последнем этаже, поэтому окна мальчика и девочки располагались друг напротив друга.

Кай и Герда были бедными, но у них был небольшой сад. Этот садик состоял из двух больших ящиков с землей, в которых росли овощи и розы.

Жизнь главных героев интересна тем, что они ходили друг к другу в гости по крыше. Они часто играли, беседовали и пели песни на скамеечке под кустами роз. Когда зимой их окна замерзали, они нагревали монетки и прикладывали к стеклам. Потом смотрели в эти кружочки друг другу в глаза.

 

Как начинается сказка? Похоже ли ее начало на начало русских народных сказок?

В самом начале сказки писатель говорит – «Ну, начнем!». Затем он очень кратко описывает одного из героев и сразу приступает к развитию сюжета первой истории – описывает, что делал тролль со своими учениками.

Начало сказки «Снежная королева» сильно отличается от зачина русских народных сказок:

  • К примеру, в русских народных сказках сначала описывается, где происходят действия (в далеком царстве, в предалеком государстве).
  • Кроме того, более-менее подробно описывают героя/ев, и начинают с главных действующих лиц.

Особенности Снежной королевы:

  • В Снежной королеве сначала идет обращение к читателю (Ну, начнем), а затем небольшое отступление – «Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь».
  • В этой сказке Ханс Кристиан Андерсен начинает рассказывать не про основных героев (Кай и Герда), а про второстепенного (тролль).

 

3. Почему у тролля было особенно хорошее настроение?

Тролль радовался потому, что сумел смастерить зеркало, в котором самое красивое и доброе становилось очень маленьким, практически незаметным. А самое отвратительное и злое бросалось в глаза.

Радость тролля можно объяснить тем, что он был злющий-презлющий.

Что делали тролль и его ученики с людьми, их характерами? Что происходило с разбитым зеркалом?

Тролль со своими учениками путешествовали по всему миру и отражали в зеркале всех людей. Характеры людей в отражении становились ужасными и несносными, а сами тролли говорили, что они видят истинную сущность людей.

Разбитое зеркало разлетелось на множество осколков. Мелкие частицы попадали в глаза и сердца людей, делая их характер черствым, противным. Сердце после попадания осколка превращалось в лед.

Некоторые осколки были большими и их устанавливали в окна. Части поменьше шли на очки.

 

4. Расскажите о жизни мальчика и девочки, об их садике. Как жили обе семьи?

Мальчик и девочка любили друг друга, как брат и сестра. Они постоянно проводили время вместе. Летом они сидели на крыше, а зимой гуляли или находились каждый в своей квартире. Чердачные окошки семей были обращены друг к другу, поэтому Кай и Герда часто переглядывались.

Бабушка Кая рассказывала детям сказки. Однажды он поведала историю о Снежной королеве. Бабашка рассказывала, что королева появляется там, где больше всего снежинок.

Садик Кая и Герды состоял из двух больших деревянных ящиков, в которые посадили овощи и розы. Обе семьи жили рядом. Они дружно ухаживали за садиком, поэтому растения цвели и разрастались.

Постарайтесь близко к тексту пересказать эпизод с появлением Снежной королевы. Как осколок попал в глаз Кая?

Кай уже готовился ко сну – он почти разделся. Затем он захотел посмотреть в оттаявший на стекле кружочек, который образовался от нагретой монеты. Кай увидел, что на край ящика с цветами на крыше упала снежинка. Она начала быстро расти, пока не превратилась в женщину. Эта женщина была приятной внешности, в ее глазах сверкали звезды, а одета она была в тонкий тюль.

Женщина поманила Кая к себе рукой. Мальчик испугался ее и отошел от стекла. За окном промелькнула фигура, напоминающая птицу.

Осколок попал в глаз Кая из-за того, что тролли, которые сделали кривое зеркало, его разбили, а осколки разлетелись по всему свету.

5. С чего началось путешествие Герды?

Последовательность событий:

  1. Герда начала свое путешествие с того, что отправилась за город без ведома бабушки. Она хотела побыть у реки и поразмышлять о пропаже Кая. Она разговаривала с рекой, и когда ей показалось, что волны ей кивают, решила отдать свои красные башмачки, чтобы узнать, где Кай. Герда бросила их в реку.
  2. После того, как башмачки Герды оказались в воде, она захотела кинуть их еще дальше и села в лодку, плавающую у берега. Лодка отвязалась и поплыла. Так Герда оказалась далеко от дома, у хижины умеющей колдовать женщины.
  3. Старушка, жившая в хижине, захотела оставить Герду у себя и потому решила заколдовать ее – пока она расчесывала волосы девочки, та забывала Кая и свою прежнюю жизнь.

Что вы можете рассказать о цветнике женщины, умевшей колдовать?

Цветы старушки-колдуньи умели рассказывать сказки. А еще в цветнике были цветы всех времен года и родов. Каждый ихних думал о своей истории или сказке.

Почему Герда забыла обо всем, и как ей удалось вспомнить о Кае?

Герда практически забыла свою прежнюю жизнь, живя у старушки в гостях. Это случилось, потому что старушка колдовала каждый раз, как причесывала Герду. И с каждым разом девочка все больше забывала о своей семье и о Кае.

Герда вспомнила о своем Кае, когда увидела розу, нарисованную на шляпе старушки. У девочки в саду росли красивые розы, поэтому такой сильный образ она никак не могла забыть. Чтобы Герда случайно не вспомнила о доме, колдунья нарочно закопала розы, растущие в саду, глубоко в землю – она притронулась к ним клюкой и те ушли под землю.

Однако старушка забыла стереть изображение роз со своей шляпы. И как только Герда увидела знакомые цветы, она вспомнила о Кае. И о том, что ей нужно срочно идти на его поиски.

Кто помогал Герде в пути: описание персонажей

В этой части расскажу про персонажей сказки, которые встречались Герде на пути в замок Снежной королевы.

Как они встретились с принцем и принцессой? Чем они помогли Герде?

Перед встречей с принцем и принцессой Герда сидела на пне в лесу и тряслась от холода. К ней подошел ворон и начал разговаривать. Герда рассказала птице о своей жизни и о своей цели – найти Кая.

Тогда ворон поведал историю – как принцесса искала принца и объявила конкурс – кто сможет поддержать с ней разговор и свободно будет чувствовать себя в ее присутствии, за того она выйдет замуж. Ворон также рассказал, что нашелся такой парень. И по словам птицы, он был очень похож на Кая.

К ворона была невеста – она служила ручной вороной при дворце принцессы. И она провела Герду через тайный вход прямо в спальню принца и принцессы. Герда увидела затылок принца и подумала, что это Кай. Но когда он проснулся, оказалось, что он просто похож на Кая сзади.

Принц и принцесса дали Герде карету с лошадьми, одели и обули ее, дали в дорогу много еды.

6. Каков особый мир маленькой разбойницы? Почему разбойница пожалела Герду и даже помогла ей в дальнейшем пути?

Маленькая разбойница, судя по всему, любила животных. Несмотря на то, что она постоянно угрожала северному оленю своим острым ножом, она и не думала никому вредить. У нее был собственный уголок в хижине. Рядом с ее спальным местом жила целая стая голубей и привязанный к стенке северный олень.

Разбойница отпустила Герду, потому что прониклась историей своей пленницы. Еще она не любила, когда кто-то рядом хнычет. Возможно, она понимала, что может сделать что-то доброе. Она ведь никогда так не поступала. А отпустить Герду, да еще отпустить с ней своего северного оленя – это было щедро. И приятно.

7. Последняя остановка у жалкой избушки; лапландка и финка; их помощь Герде. Чем эти эпизоды напоминают нам русские народные сказки?

Эпизоды у избушки, с финкой и лапландкой очень напоминают большинство народных сказок – в этих отрывках есть последовательность действий. Когда какой-то персонаж говорит главному герою, что надо сделать, дает ему какой-то предмет и отправляет к другому персонажу. Как в игре – сделай квест и получишь приз. Вот этими квестами указанные эпизоды «Снежной королевы» и напоминают русские народные сказки.

 

Почему Финка не дала Герде напиток, который сделал бы ее самой сильной на свете?

Финка была очень умной и могла приготовить такой напиток, который дал бы девочке очень большую силу. Об этом и просил Финку Северный олень. Однако финка ответила рогатому:

«Разве ты не видишь, что эта девочка и так сильнее всех на свете? Ей подчиняются и люди, и животные. Она обошла полсвета босая, превозмогла столько трудностей. Она и сама пока не знает своей силы».

А сила Герды была в том, что в душе она была как ребенок, невинный и милый. Если бы она не смогла проникнуть в замок Снежной королевы, то никто бы другой точно не смог.

В общем, Финка не дала Герде напиток силы, потому что видела, что Герда уже обладает величайшей силой на свете – силой безграничной любви.

8. Что помогло Герде и Каю в чертогах Снежной королевы? Кто встретился им на обратном пути?

Герде и Каю помогла только любовь. Не знаю, как другими словами объяснить это состояние, звиняйте пятиклашки). Ну и подписывайтесь на мою группу ВК – там я выкладываю свежие разборы тем по литературе для 5 класса.

В общем, когда Герда добралась до чертогов Снежной королевы, она вошла в самую большую залу и увидела Кая. Названный брат не узнал ее, потому что в его глазах были осколки кривого зеркала, а сердца стало цельным куском льда. Тогда Герда крепко обняла Кая и заплакала. Слезы попали ему на грудь и растопили сердце. Из-за этого Кая сам заплакал и слезы вынесли из его глаз осколки зеркала.

Мальчик узнал свою названную сестру. Еще моментик:

Снежная королева сказала, что Кай сможет сам стать себе хозяином, когда выложит изо льдинок слово «вечность». Когда Кая и Герда плакали, льдинки сами начали плясать и упали, сложившись в это слово. Тогда Кая освободился от плена Снежной королевы и смог беспрепятственно уйти из Замка Снежной королевы.

Так кто же встретился Каю и Герда на обратном пути?

Когда Герда и Кай проехали финку и лапландку, они въехали в разбойничий лес. А там встретили молодую девушку. Она была в ярко-красной шапочке и с пистолетом. Это была та самая маленькая разбойница, которая помогла Герде добраться до замка Снежной королевы, когда отдала ей своего северного оленя.

За время путешествия Кай и Герда уже повзрослели, и домой они вернулись молодыми юношей и девушкой.

Смысл снежной королевы Андерсена

Разберемся, в чем же суть сказки и что хотел сказать автор?

9. Что хотел сказать читателям своей сказкой Андерсен? Как вы понимаете концовку сказки?

Ганс Христиан Андерсен хотел донести до нас, что даже самые большие трудности можно преодолеть. Можно найти решение даже в безвыходной ситуации, если ты действительно чего-то хочешь. Если это именно твое желание, не чье-то навязанное, а именно твое. Когда ты знаешь, чего хочешь, ты можешь добиться всего, чего пожелаешь.

Другой смысл сказки, который хотел донести до читателей Андерсен (по моему мнению) – сильное чувство помогает преодолевать любые препятствия.

Как я понимаю концовку сказки «Снежная королева»:

В конце сказки автор указывает, что Герда и Кай заметили, что повзрослели, только когда входили в свою комнату через низенькую дверь. Получается, они и не думали о своем возрасте все это время. Они не загоняли себя в рамки, навязанные обществом. А просто делали, что хотели. В душе они остались детьми. Детьми, которые умеют мечтать, любить, радоваться незначительным вещам.

Андерсен хотел сказать читателю – почаще вспоминай, чего ты действительно хочешь. Прислушивайся к себе. Не иди на поводу у других людей. Сам принимай решения и цени отношения с близкими.

Понравились ответы? Подпишись на мою группу ВК – там регулярно выходят новые материалы по литературе.

Категория: Литература | Добавил: wageworker (07.01.2022)
Просмотров: 99 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]