МЕНЮ

Пословицы и поговорки 6 класс

Пословицы и поговорки в 6 классе изучают с самого начала учебного года. Народная мудрость способна обучить и наставить. Каждая пословица несет глубокий смысл, который достоин внимания.

Вопросы и задания

  1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них?

Народ создавал пословицы, как непреходящую мудрость. В них отражены темы о самых разных сторонах жизни человека:

  • о любви к Родине — своя земля и в горсти мила;
  • о труде — без труда не вытащишь и рябку из пруда;
  • о человеческих пороках — не спеши языком, торопись делом;
  • о дружбе — старый друг лучше новых двух;
  • о воспитании — что посеешь, то и пожнешь.

 

Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?

Пословицы легко запоминаются, потому что в них есть рифма и ритм. В ней отсутствуют лишние слова.

Общая черта пословиц и поговорок — они представляют собой краткие высказывания, которые легко запомнить. Отличия:

  • Пословицы — это законченные фразы, призванные поучать и наставлять. В них содержится завершенная мудрость.
  • Поговорки — меткие народные выражения, отражающие какие-либо явления жизни человека.

 

  1. Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь, вот слова для справок: «трудолюбие»…

В учебнике по порядку перечислены такие группы пословиц:

о родине, о дружбе, о трудолюбии, об ученье, о лени, о трусости, о нерадивости.

 

  1. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл.

Среди других пословиц можно вспомнить:

«Большому кораблю — большое плавание». Эта пословица говорит о возможностях человека. Если у человека есть талант или желание, ум, воля, идея — он может достичь очень многого.

«Береги платье снову, а здоровье — смолоду». В этой пословице говорится о необходимости следить за своим здоровьем с ранних лет. Иначе в зрелом возрасте Это обернется множеством болезней.

«Не с богатством жить, с человеком». Пословица указывает на важность человеческих отношений и противопоставляет их корысти.

 

  1. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например:

Припомните, из каких басен эти пословицы:

  • «Сильнее кошки зверя нет» - Мышь и крыса
  • «А Васька слушает да ест» - Кот и повар
  • «У сильного всегда бессильный виноват» - Волк и ягненок
  • «Слона-то я и не приметил» - Любопытный
  • «А воз и ныне там» - Лебедь, щука и рак

 

Определите смысл поговорок:

«Заткнуть за пояс» — победить кого-либо;
«Рвёт и мечет» — злится
«При царе Горохе» — очень давно
«Медведь на ухо наступил» — у человека нету слуха

Составьте предложения с этими поговорками.

Ее не заткнуть за пояс — она многого добьется

Как же мне его успокоить — после того случая он рвет и мечет

Вспомнил еще, было то это при царе Горохе

Играет он еще сносно, но как петь начнет, сразу ясно — медведь на ухо наступил

 

  1. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл.

Пословица несудима — означает, что ее нельзя расценивать, как бессмыслицу. Пословица — отражение мудрости народа. Она поучает в любой сфере жизни человека.

Даль выбрал это изречение для своего труда «Пословицы русского народа», поскольку в народных высказываниях отражен русский менталитет — склад ума, понимание мира. Если часть русских пословиц воспринимать как ненужные (судить их), то и менталитет уже будет другим.

Придумайте предложения с этой пословицей.

Нельзя трактовать народную мудрость, она как пословица — не судима.

Пословица не судима, поэтому и чтут ее как непреходящую мудрость народа.

 

  1. Как вы понимаете пословицы:

«Видит око, да зуб неймёт» - человек понимает, как сделать какое-то дело, но возможностей для этого у него нет.

«Дорого, да мило, дёшево, да гнило» - за высокое качество приходится платить дороже.

«Делить шкуру неубитого медведя» - обсуждать результат еще не выполненных дел.

«Семь раз отмерь, один раз отрежь» - перед серьезной работой нужно хорошо подготовиться.

«Близок локоток, да не укусишь» - с виду дело доступное и легкое, а на деле — неосуществимое.

«Мал золотник, да дорог» - вещь может быть очень небольшой, но очень ценной. Еще относится к молодому, но перспективному таланту.

Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.

Рассказы по представленным выше пословицам вы найдете по ссылке конце статьи.

 

  1. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведений?

Умный без денег богат

Дело мастера боится

Не в бровь, а в глаз

 

  1. Назовите пословицу, отгадав её по первой части:

Пень не околица, глупая речь не пословица
Своя земля и в горсти мила
Век живи — век учись
Делу — время, потехе час


Назовите пословицу по её второй части:
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Мелет день до вечера, а слушать нечего.
Малое дело лучше большого безделья.

Назовите пословицы полностью, объясните их смысл. По одной из них придумайте рассказ (устный или письменный).

Рассказы по пословицам вы найдете по ссылке в конце статьи.

 

  1. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах.

Меткость, образность пословиц и поговорок отражается в следующих высказываниях:

Из худого кармана и последний грош валится

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом

Где коза прошла, там и солдат пройдет

Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком

 

Рифма в пословицах:

Грязью играть — руки марать

На грушу лезть — или грушу рвать, или платье драть

Что с возу упало, то пропало

Выбирай епанчу по плечу (епанча — широкий и длинный плащ старинного образца)

 

  1. Напишите рассказ на школьную тему, озаглавив его одной из пословиц.

Рассказы на школьную тему по пословице можно найти по ссылке:

Категория: Литература |