МЕНЮ

Литература начала XX века: 11 класс

Литература в ХХ веке претерпела множество изменений. Некоторые из них стали для будущих поколений уроком, другие — так и остались частью незаписанной истории.

 

Вопросы и задания

1. Каков смысл определения «Серебряный век»?

Серебряный век — это эпоха развития русской литературы с 1890 по 1910-е годы. Она ознаменовалась трагическими социальными и культурными событиями. Большая часть интеллигенции уехала за границу, а политически настроенные поэты, писатели и художники продолжали работать на родине. Они стремились к творческому и духовному преображению мира.

В это время были написаны одни из лучших произведений великих гениев литературы:

  • Толстой — «Живой труп», «Хаджи Мурат» и др.;
  • Чехов — «Дом с мезонином», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» и др.;
  • кроме того, в это время еще были живы такие литераторы, как А.А. Фет, Я.П. Полонский, К.М. Фофанов.

В эпоху серебряного века не произошло серьезных художественных прорывов, однако отчетливо сформировались некоторые философские и политические течения.

 

2. Как Н. Оцуп различал «золотой» и «серебряный» века русской литературы?

Сперва стоит определиться, что такое золотой век. Это период жизни и творчества великих гениев русского слова, таких как Пушкин, Толстой, Достоевский (19 век). Серебряный век, как уже упоминалось, был «стиснут» всего в 3 десятилетия.

Сходства «золотого» и «серебряного» века:

  1. В произведениях 2 эпох было отчетливо заметно «чувство особой, трагичной ответственности за общую судьбу».

Различия Золотого и Серебряного века:

  1. Если в эпоху золотого века творческие люди были движимы «смелым провидением», то для серебряного характерно сознательное стремление изменить существующие миропорядок, создать гармоничные отношения между человеком и обществом.
  2. Серебряный век стал кризисным периодом не только для литературы и культуры в целом, но также не лучшим образом сказался на нравственном и моральном облике личности русского человека. Все больше господствовали идеи насилия и буржуазного практицизма.
  3. По И. Анненскому «Старые мастера» (деятели культуры Золотого века) были едины с природой, созерцали ее красоту в чистом виде, а его современники (писатели, поэты, художники серебряного века) мучились бессмысленностью собственного существования, были тяготимы собственным одиночеством.
  4. Для золотого века больше характерно творческое возрождение личности, а для серебряного — духовное.

Такие сходства и отличия наглядно демонстрируют суть происходивших событий.

 

3. Что сближало искания религиозных мыслителей рубежа веков?

Прежде всего, всех религиозных мыслителей сближала болезненная реакция на ожесточенную социальную борьбу. Они проповедовали идеи Добра, Красоты и Любви.

Кроме того, все неохристианские мыслители стремились объединить общество, воссоединиться связи между поколениями.

Общим для литературы рубежа веков стало равнение на творческую способность, которая способна за внешней реальностью найти глубокий внутренний смысл.

 

*4. Каковы истоки связей и различий между русской литературной классикой и художественной словесностью начала века?

Связь

Связь художественной словесности и классической литературы начала века определялась катастрофичным положением общества: основной его массы — крестьян, рабочих. Сторонниками революции поднимались вопросы свободы, тяжелого положения трудящихся масс, разоблачения «хозяев жизни».

В классической литературе в это время также обращается внимание на «измельчение жизни», потерю высоких духовных идеалов. Большинство литераторов и художников понимают необходимость творческого преображения мира. Вместе они: как творцы художественной словесности, так и классики стремились воссоздать утраченную связь между поколениями.

Различия

Различия художественной словесности и классической литературы кроются в различных целях этих направлений искусства. Классики стремились найти и воспеть истинную красоту вещей, природы и человека, духовно преобразить личность.

Деятели художественной словесности же пытались поднять на всеобщее обозрение проблемы простого народа, они не стремились открывать новые грани литературного искусства. Также их идеи отличались приобщением к религиозным идеям.

 

*5. Как сочетались трагические и оптимистические мотивы в литературе начала века?

Трагизм событий начала века для интеллигенции заключался в утрате дворянской культуры, в погружении в однообразное существование, в нравственном упадке общества. Это объяснялось необходимостью проявлять насилие, всеобщими человеческими страданиями.

Некоторые авторы узрели и оптимистичные события, происходивших в начале века. К примеру, Анненский говорит о появлении «тяги к творящему духу», которая появляется в результате страданий и размышлений.

 

 

 

Задание для самостоятельной работы

Прочитайте статьи И. Анненского «Бальмонт-лирик», «Три социальные драмы», подумайте, как в них раскрыта душа человека и своеобразие литературы начала века.

 

«Бальмонт-лирик»

В статье «Бальмонт-лирик» Анненский говорит о

Чтобы ознакомиться с рассуждениями по статьям Анненского, перейдите, пожалуйста, по ссылке: http://decadenz.ru/publ/studentu/po_statjam_annenskogo_balmont_lirik_i_tri_socialnye_dramy/2-1-0-172

Категория: Литература |