МЕНЮ

Репрезентативные системы

 

Репрезентативная система — термин, используемый в нейролингвистическом программировании. Он означает способ получения информации из окружающей среды конкретным человеком. Проще говоря, человек воспринимает мир через несколько каналов — слуховой, зрительный и кинестетический (телесные ощущения). В рамках нейролингвистического программирования особенности восприятия человеком информации используются с определенной целью - воздействовать на мысли человека.

 

Разновидности репрезентативных систем

 

Различаются такие системы как:

 

1. Визуальная — опирается на образы, которые воспринимаются посредством зрения.

2. Аудиальная — опирается, соответственно, на слуховое восприятие.

3. Кинестетическая — основывается на обонянии и осязании.

4. Дигитальная (или дискретная) — осмысление поступающей извне информации посредством логики, при помощи знаков, символов, цифр.

Один из основателей НЛП, Д. Гриндер, был сторонником мнения, что дигитальная репрезентативная система не является таковой системой, так как входящая информация уже прошла обработку.

 

Речевые предикаты

 

Вместе с понятием репрезентативная система стоит определение речевые предикаты — это слова, которые отражают эту самую систему. К ним относятся такие части речи, как:

- глаголы;

- прилагательные;

- наречия;

- причастия;

- деепричастия.

Существует также понятие «несенсорные речевые предикаты» - слова, по которым нельзя определить принадлежность информации к какой-либо репрезентативной системе.

В пример можно привести такие фразы:

1. «Рад слышать вас» (аудиальная репрезентативная система).

2.  «Он с головой окунулся в работу» (кинестетическая)

3. «Мне все предельно ясно» (визуальная).

4. «Считаю, что это полезно» (дигитальная).

Заметив в речи собеседника конкретные речевые предикаты, можно сказать какую репрезентативную систему он использует в данный момент.

 

Какая от этого польза?

 

Речевые предикаты используются для установления раппорта (установление с человеком специфического контакта, подразумевающего доверие и взаимопонимание). Очень часто люди не осознают, что многие разногласия во время общения происходят потому, что разговор происходит на разных «сенсорных языках». Например:

- Я не вижу смысла в этом!

- Ты меня совсем не слышишь!

Распознав часто используемые человеком речевые предикаты, можно заговорить на его языке и передать информацию через подходящий канал восприятия, что заметно повысит эффективность взаимодействия.

 

Внутренние стратегии

 

Не существует людей, которые использовали бы только одну из вышеперечисленных репрезентативных систем, поэтому стоит выделить такое понятие, как «внутренние стратегии». Высказываясь, человек, чаще всего использует предикаты всех репрезентативных систем и делает это в определенной последовательности.

К примеру: вижу — слышу — чувствую. Заметив такую цепочку, можно подстроиться к человеку, выстраивая свою речь в соответствии с внутренней стратегией собеседника. сделав это, можно удивиться как сильно воздействие «правильных» слов. Пример:

Речь человека к которому нужно подстроиться: «Откровенно говоря, это было бы очень ярко, если бы это было легко» (речевые предикаты воспроизводятся в строгой последовательности «аудиальные-визуальные-кинестетические»). Подстройка: «Мы вас сейчас послушали, и у нас возникло представление, что у нас есть возможности для тесного сотрудничества».

Задумав воспользоваться этими знаниями, помните, что внутренние стратегии в разных ситуациях, чаще всего, разные. Это значит, что увидев последовательность «вижу-слышу-чувствую», нельзя сказать, что именно так человек думает всегда, это говорит только о том, как он мыслит в конкретной ситуации.

Более подробно почитать о подстройке, речевых предикатах и их использовании, а также о наведении гипноза при помощи речи можно почитать в книге Горина "А вы пробовали гипноз?".

Категория: Саморазвитие