МЕНЮ

Как развить способности у детей

 

Способности — это индивидуально-психологические различия между людьми, помогающие им достигать различных результатов в одной и той же сфере деятельности.

Способностями также можно назвать особенности человека, позволяющие ему быть более успешным в освоении какого-либо рода занятий.

 

Способности сводятся скорее не к знаниям, умениям и навыкам, а к предпосылкам их приобретения. Понятие способностей также перекликается с понятием потенциала развития.

 

Виды способностей

 

Итак, какие же способности выделяются профессионалами педагогики и психологии?

Все способности можно разделить на общие и специальные.

 

Общие:

Общие способности характеризуют достаточно широкие сферы человеческой деятельности и делятся на три категории:

 

Интеллектуальные — способности к адаптации во внешней среде за счет решения различных задач. Знания в данном случае служат инструментами решения. Происходит адаптация в новых, познавательных ситуациях.

 

Креативные — способности к созданию нового, ранее отсутствующего знания. О креативности также говорят в случае преобразования уже имеющихся знаний. Реализуется креативность за счет работы воображения и фантазии.

 

Способности к обучению — характеризуют приобретение новых знаний. Важную роль при этом играет понимание вновь поступившей информации.

 

Специальные:

Художественные — определяют предрасположенность человека к созданию творческого продукта в определенной сфере искусства. Художественные способности не сводятся лишь к изобразительному ремеслу, а характеризуют возможности освоения самых различных сфер искусства (сензитивный период развития художественных способностей — 3 года - 7 лет).

 

Математические —  разделяют на общие и специфические. Общие относятся к усвоению математических знаний, их редуцированию и самостоятельному применению. Специфические (творческие) способности к математике проявляются в умении создавать оригинальный общественно-значимый продукт (сензитивный период — от 4 до 6 лет).

 

Музыкальные —  разделяют технические (игра на музыкальном инструменте или пение) и слуховые способности (сензитивный период — от рождения до 36 месяцев и с 3 до 10 лет).

 

Способности к спорту — спортивные достижения появляются только в случае систематического целенаправленного воздействия на ребенка. К физическому развитию ребенка нужно относиться наиболее внимательно — от этого зависит его будущее здоровье (сензитивный период — от рождения до 24 месяцев и с 2 до 5 лет).

 

Ораторские — понимание речи, ее воспроизведение, усвоение смысловых составляющих, фонетической системы родного языка, развитие голосового аппарата. Важно помнить — речь является основой дальнейшего умственного развития, поэтому ее содержание должно контролироваться определенным набором правил (сензитивный период развития речи — от 4 месяцев до 5 лет).

 

Научно-исследовательские — способности к изучению логических связей между явлениями предметного и абстрактного мира, анализ и синтез объективного знания (сензитивный период - с 9 до 12 лет)

 

Диагностика способностей у детей

 

Интеллектуальные способности и способности к обучению выявляются с помощью большого количества методик (Тест Векслера, Тест интеллекта Кеттела, Прогрессивные матрицы Равена, «Лабиринт», «Исключение слов» и т. д.), остальные же способности проявляются в деятельности и становятся заметны в различного рода ситуациях.

Диагностика умственных способностей включает тестирование мышления (наглядно-образного, словесно-логического, абстрактного и т. д.), памяти, речи, внимания, воображения.

 

Как развивать способности детей

 

Исходной точкой появления и развития способностей служат задатки — анатомо-физиологические особенности строения нервной системы каждого человека. Способности, появившиеся благодаря врожденным задаткам, в свою очередь, служат задатками для развития других способностей.

С особой осторожностью следует относиться к прогнозам. В определенный момент порой становится очевидно, что ребенок одарен и имеет большой потенциал. Однако, по прошествии данного возрастного периода может оказаться, что требования были слишком высоки. Поэтому процесс семейного обучения должен опираться не только на собственные умозаключения, но и на консультации специалистов.

Итак, основными правилами развития способностей являются:

1.Учет сензитивных периодов развития

2.родительское внимание и забота с первых дней жизни

3.свобода - предоставление ребенку широкого выбора деятельностей. Чем больше вариантов поведения будет у конкретного ребенка в наличии, тем  больше у него возможностей найти свое дело, соответствующее его индивидуально-психологическим особенностям.

4.Совместная деятельность. Дети жаждут внимания значимого взрослого. Только в процессе удовлетворения данной потребности возникают благоприятные условия развития.

5.Полная концентрация на занятиях. Совместная деятельность ребенка предполагает участие его во всех делах взрослого. Отвлекаясь на посторонние события (звонок по телефону, интересная телепередача), родитель совершает одну из глобальных ошибок обучения — заставляет ребенка переключать свое внимание, причем достаточно быстро. В дальнейшем такое рваное внимание затрудняет школьное обучение.

6.Подкрепление познавательной активности. Не обязательно отвечать на все вопросы «Почему?», самостоятельно найденный ответ всегда запоминается лучше.

 

Особого внимания требует раннее детство (1-3 года) — самый чувствительный возраст; потому всякое воздействие, направленное на ребенка, должно быть как можно более разумным.

Категория: Воспитание детей