МЕНЮ

Сочинение на тему: Сатира Маяковского в пьесах «Клоп» и «Баня»

 

История русской поэзии вобрала в себя множество величайших литераторов разных времен. Маяковский в их списке видится как революционер своего времени, брызжущий яркими, злободневными, порой юмористическими и полными горькой иронии, а потому по сей день актуальными произведениями. Сатира Маяковского пронизывает множество современных поэту явлений: большой город, война и мир, поэт и толпа. Однако мещанство как особенность советского общества, воспринималось поэтом с особой остротой.

Стихотворения Маяковского раскрывают суть явлений, которые, по его убеждению, сильно тормозили прогрессивное развитие родного государства. С усердием титана литературной мысли он порицал многочисленные пороки советского общества в целом и отдельно взятого человека в частности. Сатира была для Маяковского тем жанром, который он почитал как фундаментальное человеческое умение обличать порочную сторону жизни. Он был уверен, что в будущем сатира станет преподаваться в школах наряду с арифметикой.

Особое недовольство Маяковский выражал относительно мещан, одного из которых сравнил с клопом, прячущимся в прогнивших матрацах времени. Духом сатирического отвращения к мещанам пропитана и пьеса «Баня», полная фарса и уродливых образов лиц, в ней участвующих.

Пьеса «Клоп» создана не только для того, чтобы высмеять каждое проявление мещанства, но более того — объявить ему безоправдательную войну. Главный герой- Петр Присыпкин, впоследствии взявший имя Пьера Скрипкина, собирается выгодно жениться, используя прелести атмосферы взявшего верх пролетариата. Каждое действие, каждое слово Пьера отражает его обывательскую натуру, со всеми присущими ей отрицательными чертами.

Драка устроенная на свадьбе, становится причиной пожара, в котором и погибает главный герой. Однако его история не заканчивается — Скрипкин воскресает в далеком коммунистическом будущем. Такой поворот сюжета предоставляется читателю возможность сравнения столь привычного ему образа с тем идеалом, который проповедуется, но никак не может быть достигнут современниками поэта. Далее сатира Маяковского крепчает, направляя свое внимание на особенности того будущего, которое представлялось многим совершенством развития человечества.

Дух времени, в котором оказывается Скрипкин, несет в себе совершенно чуждые ему ценности. Люди лишены всякого рода изъянов: пьянства, бескультурья, подхалимства, эгоизма и даже любви (неразумного чувства). Мещанство Скрипкина представляется для такого идеального общества серьезную опасность. Его поведение само по себе вызывает у людей новые, незнакомые им до сей поры ощущения и мысли.

Вскоре люди будущего поддаются влиянию столь яркого носителя человеческой сущности в лице главного героя: девушки, влюбляясь, начинают танцевать, рабочие медицинского учреждения пристращаются к алкоголю, все кто хотя бы раз испытали прелести буржуазного образа жизни,  становятся его последователями. Как водится, Пьера решают изолировать.

Для финала пьесы Маяковский приберег недоразуменные возмущения Скрипкина по поводу своей незадачливой судьбы. Пьер не понимает, почему же он один оказался запертым в клетке. В рассмотренной пьесе творчество Маяковского затрагивает неспособность коммунистического строя искоренить все человеческие пороки.

Пьеса «Баня» иллюстрирует конфликт изобретателя Чудакова с его помощником Оптимистенко. Множество комичных и  все же невольно вызывающих у читателя жалость ситуаций, сопровождающих этот конфликт, показывает весь драматизм отношений бюрократического общества. Более того, в главного героя — начальника по управлению согласованием Победоносикова Маяковский упаковал сразу все мерзости казенного свойства: коридор, полный просителей, и страж в дверях, отсеивающий «неугодных».

Творческая натура Чудакова всеми силами противостоит бюрократическому управлению искусством, однако совладать с подобного рода системой он не может. Заканчивается пьеса очень позитивно — из будущего, коммунистического общества прибывает «Фосфорическая женщина», которая забирает в свою машину времени лишь Чудакова и его соратников. Здесь сатира Маяковского чудесным образом свершает справедливый суд над старыми и невежественными формами мышления.

Сатирически изображая те стороны жизни, которые советская система просто игнорировала, Маяковский старается предрешить будущее, рассмотрев его также тщательно, как и вяжущую глаза действительность.

Категория: Студенту