МЕНЮ

Своеобразие реализма

Реализм в русской литературе выделяется отдельным течением, которое несло с собой определенные нововведения. В эту эпоху «родилось» много великих произведений.

1. Какие традиции Чехова восприняла реалистическая проза нового времени?

Одной из чеховских традиций стало смешанное описание жизни персонажей и их внутреннего мира. Писатель утверждал, что в жизни все должно быть ровно, гладко, так, как есть на самом деле.

Другие традиции Чехова, которые отразились в реализме нового времени:

  • описание простых людей, сочувствие их мечтам, а не им самим;
  • из произведений исчезает герой, созданный по представлениям художника.

Реализм в русской литературе прошел долгий, «многострадальный» путь. Это определило его дальнейшее развитие.

2. В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи?

Литературный герой обезличивается. Его внутренний облик включает и трагедию, и веселье, глубокое и примитивное.

В эту эпоху появлялись герои «средней руки». К ним относились чиновники, босяки, солдаты, низшие офицеры.

Душа героев описывалась «сонной», отчужденной от окружающего мира. Каждый второй нес в себе «остывшую золу» (как писал Андреев).

3. Что представляет собой «авторское начало» в повествовании?

В основе «авторского начала» лежит изменение структуры стилей и жанров. Общение персонажей упрощено, а план событий минимален.

Однако широко раздвинуты пределы душевной жизни. Внутреннее состояние героя очень подробно анализируется. Именно поэтому события, происходящие всего за несколько дней, обрисованы в крупных произведениях.

Пронизывают произведения глубокие авторские раздумья. Однако поучительные интонации отсутствуют.

4. Каково значение традиций А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского в литературе начала XX в.?

Пушкин

В качестве идеала, на которое опиралось гармоническое искусство XX века, выступало творчество Пушкина. В произведениях великого писателя особенно остро проявлялись противоречия русской истории и его современности. Он же воспел и нетленность человеческой души.

Толстой

Молодое поколение реалистов ссылалось на Толстого, как новатора в психологическом толковании личности. Он предложил идею «живой жизни» - каждый человек стремится к правде, красоте и любви.

Достоевский

Для новых реалистов он остался властителем дум. Герои произведений Достоевского пытались понять высший смысл жизни. Благодаря творческому наследию писателя многие реалисты по-своему рассказали, как раскрепощается душа, в муках и утратах.

Реалистам рубежа веков удалось объединить разные традиции русской литературной классики.

*5. Почему в литературе начала XX в. возник новый тип литературного героя?

Демократические настроения в обществе повлияли и на литературу. Интерес к простому человеку (крестьяне, солдаты, интеллигенты, мелкие офицеры) возник у европейских писателей еще в конце XVIII (18 века). До России эти идеи дошли лишь ко второй половине XIX (19 века).

А поскольку в русском литературном искусстве новые течения становились ярче и острее, реализм начала XX (20) века полностью изменил образ литературного героя.

*6. Каковы истоки и результаты обращения писателей к человеческому подсознанию?

Среди истоков раздумий писателей XX (20) века о подсознании человека можно выделить:

  • Скучность жизни простого человека. Она была видна невооруженным взглядом. Блок писал о «нормальном человеке, съеденном Скукой-паучихой».
  • Зыбкость (неустойчивость) человеческих отношений. Прозаикам и поэтам захотелось показать, какова на самом деле любовь, неотделенная от быта и человеческих страданий. В начале 20 века условия жизни простых людей были довольно тяжелыми, поэтому и отношения их становились мрачными.
  • Сонливость души. Великие литераторы заметили, что многие люди увлечены смутными и противоречивыми переживаниями. Они терзаемы мыслями о своей горькой судьбе.

В результате обращения писателей к подсознанию человека его внутренние мотивы и мысли были соотнесены с:

  • поведением;
  • отношением к другим людям.

Герой произведений 20 века редко мечтал, потому что понимал, что ему никогда не приблизиться к своей мечте.

Были выделены такие противоборствующие силы:

  • интеллект против инстинктов;
  • душа против бездушной машины;

*7. Чем объяснить взаимодействие реализма, романтизма, импрессионизма?

Писатели XX (20) века обладали сложным мироощущением, и понимали, что описать человека и его душу невозможно в рамках старого направления. Это позволило им преобразить реализм. Он стал более чувственным, одухотворенным.

Проза 20 века становится более широкой, глубокой. В ней совмещены:

  • анализ деталей (реализм);
  • смелая мечта (романтизм);
  • появление условных фигур (импрессионизм).

Эти особенности реализма в русской литературе стали отличительными чертами стиля.

*8. Каково своеобразие художественного времени и пространства в реалистической литературе?

Реалистическая литература XX века особенно остро отображала авторское восприятие времени. Реалисты больше познавали мир субъективно, через свои переживания и раздумья.

Время и пространство оказались тесно связанными, смешанными друг с другом — в герое проявлялось высокое и ничтожное, смешное и трагичное. Появилась отчужденность человека от мира, восприятие его души вне времени и пространства.


*9. Чем вызвано усиление «авторского начала», каковы результаты этого процесса?

Литераторам 20 века пришлось раздвинуть рамки сформировавшихся течений. Авторское начало усилилось за счет изменения жанров и стилей. Автор стремился рассматривать человека и мир в целом, без привязки к определенной ситуации. Появляются авторские раздумья, но они не поучительны.

Результаты этого процесса:

  • проза стала «взывать» к дискуссии;
  • структура изложения приобрела стиль молчаливого спора;
  • сложные темы воплощались в скудной форме.


*10. В чем состоят новые черты реализма, почему он взаимодействует с другими видами художественного мышления?

К новым чертам реализма литературы начала 20 века относят:

  • выраженное авторское восприятие времени;
  • исчез герой — носитель представлений писателя;
  • взор литераторов обратился к простым людям;
  • писатели стали углубляться в психологию человека;
  • исчезли пророческие и поучительные интонации.

Поскольку реализм не смог развиваться в рамках классической теории, он вынужден был меняться. В произведениях молодых реалистов 20 века появились черты романтизма и символизма. Только при взаимодействии этих художественных стилей получилось отразить переживания, свойственные людям того времени.

Реализм в русской литературе смог передать настроения общества и проблемы времени.

Категория: Литература |